Последний рейс «Полярной Хиросимы»
Общество | 11 12 2013, 10:43 | СеверПост
На судоремонтном заводе «Нерпа» началась активная фаза по утилизации одного из самых опасных объектов Мурманской области – плавтехбазы «Лепсе». Судно, набитое под завязку радиоактивными отходами, отбуксировали к спецплощадке, где начнется его непосредственная подготовка к утилизации.
Почти двадцать лет «Лепсе» ожидала решения своей участи. Судно, в трюмах которого находятся тонны радиоактивных отходов (в том числе уран и плутоний), долгие годы находящееся буквально в нескольких километрах от жилых кварталов, вызывало беспокойство не только у жителей Мурманска, но и у наших ближайших соседей. В Норвегии и Финляндии пристально следили за его судьбой.
Транспортировка «полярной Хиросимы» на СРЗ «Нерпа» под Снежногорском стало первым этапом уникального долгосрочного проекта, финансирование которого осуществляется из двух источников. Первый – экологический фонд поддержки программы «Партнерство «Северное измерение», распорядителем средств которого является Европейский банк реконструкции и развития.
Джейн Лесли Смит-Бригс, руководитель проектов ППСИ, которая прибыла на СРЗ «Нерпа» в составе представительной делегации, рассказала: «Фонд был учрежден около 10 лет назад и первым его пунктом явилась разработка стратегического мастер-плана по Северо-Западу России. В этом документе были определены основные проекты, на которые следовало выделить финансирование. Проект утилизации плавбазы «Лепсе» в списке занимал одно из лидирующих мест. В 2008 году было подписано исполнительное соглашение о выделении гранта».
Доля участия иностранных партнеров в проекте оценивается в 53 млн. евро.
С Российской стороны финансирование осуществляет Госкорпорация «Росатом» по программе ядерной радиационной безопасности. Эта часть расходов в предыдущие годы была направлена, в первую очередь, на содержание «Лепсе» на плаву. Судну требовались постоянные ремонты, на эти же деньги извлекли часть радиоактивных отходов.
6 декабря на СРЗ «Нерпа» был осуществлен второй пункт графика работ по реализации проекта. С площадки временного хранения, у пирса № 6 судно отбуксировали к набережной Н 1, где начнутся работы по подготовке к третьему этапу – постановке плавбазы на стапельную плиту.
Уже здесь, на технологической позиции у набережной №1 на «Лепсе» выполнят ряд операций по демонтажу верхних корпусных конструкций в надстройке судна. Т.е. облегчат его вес и уменьшат габариты - подготовят для постановки в док.
Некоторое время назад в СМИ прошла информации о якобы имеющихся повреждениях контейнеров с ядерным топливом.
Как рассказал главный инженер завода Георгий Нейман, «Лепсе» действительно имеет определенный уровень излучений. Но никаких повреждений контейнеров на судне нет:
«Лепсе» имеет в своем хранилище отработанного ядерного топлива дефектные сборки. Ради их безопасной выгрузки и создан этот проект. Работы по выгрузке опасного груза будут выполняться в специальном защитном укрытии, дистанционным методом, без непосредственного участия персонала. Там будут предусмотрены максимальные меры безопасности, специальные защитные контейнеры, автоматизированная перегрузка и передача выгруженного топлива». 
Уже весной облегченный корпус плавбазы должен встать на стапельную плиту, которую сейчас занимает первая атомная субмарина К-3. Долгие годы коллектив завода боролся за сохранение легендарной лодки, считая преступлением пустить ее «на иголки». И вот подвижки наметились и в этой давней истории.
27 ноября директор СРЗ «Нерпа» Аркадий Оганян принял участие в совещании, которое проходило в Санкт-Петербурге в техническом управлении СФ, где рассматривался вопрос о финансировании первого этапа создания музея К-3.
«На сегодняшний день есть решение Министерства обороны о выделении необходимых финансовых средств на первый этап. Речь идет о 43 млн. рублей, которых будет достаточно для проведения конвертовки и спуска на воду АПЛ К-3», - рассказал Аркадий Оганян. - «Эти деньги будут выделяться оборонным ведомством по Гособоронзаказу 2014 года. Ориентировочно, срок выполнения работ – первое полугодие 2014 года. При соответствующем финансировании – уже в январе месяце».
Как только лодку спустят на воду, ее место займет «Лепсе». Стоит отметить, что все это время на судне будет находиться экипаж «Атомфлота». Что касается самой опасной части проекта – выгрузке отработавшего ядерного топлива, то эти работы также произведут специалисты ФГУП «Атомфлот». 
В общей сложности, уникальный проект по утилизации плавбазы «Лепсе» рассчитан на несколько лет. По словам руководителя проекта Анатолия Захарчева, по предварительным прогнозам окончание работ запланировано на 2017 год. Финальной точкой этой многолетней эпопеи станет отправка блок-упаковки в Центр кондиционирования, расположенный в Сайда-Губе, который откроется в 2015 году.
Для души и для людейВсё выше и выше вздымают свои стрелы строительные краны на улице Буркова в Мурманске. Всё ближе тот день, когда на этой территории появится новая...→
«ДРОЗД-Хибины»: Уроки эффективного партнёрстваГражданское общество Мурманской области демонстрирует стабильное развитие, а некоммерческие организации реализуют важные экономические, социальные и...→
Льгота между строкВ Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко...→
«Осенний детокс»: Как подготовиться к полярной ночиЕще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными...→
Благоустройство с просрочкойВ 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Прежде чем на людей говорить что-то, напряг налоговую по нерадивым УК которые налог не платят и зарплаты в конвертах выдают, бюджет и пополнился. ЖКХ развалил коммерсантов расспустил так что закон...
Летели два дня назад. Отвратительно организована зона контроля. Выделено очень малое помещение с отсутствием каких-либо столиков для того, чтобы можно было переложить в контейнеры одежду и обувь....
Было бы ещё хорошо чтобы от развилки Видяево и до Титовки дорогу чистили после снегопада, а ведь деньги...
песко-соляная смесь в пропорции 1:1? На 1 стакан песка 1 камаз соли?...
Т.е. заболевшему сотруднику разрешат работать. В чём выгода работодателя ясна, но что от этого получит работник? ...
31 10 2025, 14:11
Оптимизация с ампутацией
13 10 2025, 17:51
Из жизни бывших
09 10 2025, 12:27
Забыть про Орешету?
04 12 2025, 16:42
Во всём превзойти норвежцев
17 11 2025, 13:42
Нести бренд
23 10 2025, 14:19
«Ситиматические» отмазки и мусорные заложники
09 09 2025, 12:35
«Кокосовый» оптовик: Часть вторая
20 08 2025, 15:42
Крыша поехала: Как строят дома в Арктике
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
18 09 2025, 09:45
Сталкер по-мурмански
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
28 11 2025, 14:39
Кубок России в Кировске: Снежный, звёздный, наш
27 11 2025, 10:30
«Тирвас»: Десять лет побед
21 11 2025, 10:37
Хибинская гонка-2025: Юбилейные старты
28 10 2025, 17:08
Шуба, как у деда
10 07 2025, 14:37
На Севере – шить?
19 11 2025, 12:18
Для души и для людей
16 11 2025, 13:18
«ДРОЗД-Хибины»: Уроки эффективного партнёрства
10 11 2025, 14:18
Льгота между строк
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
19 10 2025, 10:01
Держат марку
15 10 2025, 14:23
Ремонты на дорогах Мурманска
04 10 2025, 08:55
От сигнала до асфальта: Жители Заполярья влияют на ремонт дворов
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
27 06 2025, 11:53
Из Ташкента в Мурманск на велосипеде
04 06 2025, 16:25
Программа на лето
15 05 2025, 13:49






