Женщина на рыбалке - жди трофея
Общество | 15 06 2019, 11:14 | СеверПостЕсли вы ещё не знаете, чем увлечься в Заполярье, то мы отправимся к тем, кто точно представляет как провести свое время. Наша героиня прошла через шторма, слепящие метели и лесные болота, но продолжает в свое удовольствие ловить рыбу. Об одной из «самых-самых» сотрудниц Кольской ГМК – в новом материале СеверПост.
Имандра не балует хорошей погодой. И подчас она сурова с людьми. Но если выгадать время между штормами и метелями, то с озера вернешься с добрым уловом. Выходить на рыбалку Дарья Ермакова стала еще в детстве. Тогда на Имандре было не так, как в наши дни. Прошли годы, но её азарт не иссяк, а поиски рыбы увели в глухие места Мурманской области.
Родившись в Мончегорске, Дарья и не думает о переезде в теплые края. Даже учитывая то, что её родители не принадлежат к старожилам Мурманского края. Там – южнее, не такая природа, темные ночи летом и плохо клюет рыба. Любовь к родным местам – сильная штука, даже если есть ложка дегтя в виде затяжной зимы.
СеверПост продолжает рассказывать о «самых-самых» работниках Кольской ГМК. В этот раз о том, как близко подходят медведи к рыболовам, и кто в семье должен чистить улов.
Все само собой мне понравилось
Десятилетней школьницей Дарья оказалась во власти яростных волн Имандры. Она и её отец Сергей вышли на рыбалку на катере «Прогресс». Маломерное судно захлестывало. До берега катер дотянул чудом. Потом отец и дочка ждали, когда ветер сменится и стихия пойдет на спад, чтобы вернуться в Мончегорск. Смены ветра – его направления или силы, знающие люди в Мурманской области ждут в 6 утра.
Тот шторм отошел в прошлое. На любовь Дарьи к рыбалке он не повлиял. «У меня не было другого выбора. Все само собой мне понравилось», – считает она. Её отец с детства привык к рыболовству в своих родовых местах, на Волге.
Обосновавшись в Мончегорске, он обзавелся легендарным «Прогрессом», которые выпускал Куйбышевский авиационный завод. В девяностые рыбаки повсеместно использовали эту моторку из дюралюминия. Компактные лодки из ПВХ еще не пришли ей на смену.
И еще: «Тогда не было навигаторов, эхолотов. Приехали – наловили рыбы. Значит, в следующий раз туда же вернутся».
Сегодня для Дарьи рыбалка – это удовольствие, которое она делит с мужем Алексеем. Почти каждые выходные в летний сезон они пропадают на рыбалке. Зимой приходится считаться с метелями. «И даже не важно, поймаешь ли ты десять килограммов рыбы. Рыбалка – это душевный покой, умиротворение», – подчеркивает рыбачка.
Любимая рыба нашей героини – кумжа: «Потому что она красная. У неё очень вкусная икра, мясо. Бутерброды с красной рыбой – что может быть лучшим?». Щука и налим идут на котлеты; готовить щуку ещё надо уметь. Добытую рыбу в семье чистит тот, кто свободен. «Бывает так, что всю рыбу чистит только муж», – говорит Дарья.
Рыбалка без блокнотика
Некоторые подвыпившие чудаки любят рассказывать туристам о неведомых науке монстрах, обитающих в озерах Лапландии. Дарья эти сказки отметает: «Рыба в Имандре достигает своих максимальных размеров – огромных». Щуки весом в 12-14 килограммов и здоровенная кумжа – не редкость. Такая рыба – это триумф, за который борются. И не всякое удилище это выдержит. «Надо уметь её вытащить – сначала к лодке, а там уже поднять», – говорит северянка.
«Приехать с рыбалки, открыть блокнотик и отметить, сколько мы привезли рыбы – у нас нет такого. Трофеи – да, мы взвешиваем», – рассказывает Дарья. Её муж вытащил кумжу на 7,5 килограммов и сига на 1200 граммов. Дарья добыла щуку на 4,5 килограмма. Так что у пары холодильник всегда полон рыбы. «Но не забывайте, у нас еще есть родственники и друзья, которым мы раздаем рыбу».
Как и у всех рыбаков, у неё есть проверенные места. Начав ловить рыбу с отцом у острова Койм и напротив старой железнодорожной станции Рудный, теперь, кроме домашней Имандры, Дарья приметила для себя Пиренгу. Эта живописная цепь озер, переходящих в одноименную реку, знаменита не только одной рыбалкой. Там, золотые пески Авва-Губы: «Мой сын очень любит там отдыхать. И купаться хорошо – вода прогревается из-за мелководья. Почти, как на Азовском море».
Ловить рыбу разрешено на южной стороне Пиренги – противоположная находится на территории «Лапландского заповедника». Однако, на реке высокая конкуренция из-за любителей подводной охоты. Как они ловят: «С удочкой мы поймали маленькую форельку и тут же её отпустили». Впрочем, если забраться подальше от людей, то ситуация кардинально меняется: «Есть озеро Верхняя Пиренга – там уже кумжа обитает».
Всё – серьезно и страшно
Рыбалка – это отдых после пришедшего методом проб и ошибок опыта. «Мне с детства очень помог отец, который научил меня всем тонкостям», – подчеркивает наша собеседница. К каждому озеру и рыбе нужен свой подход: «Возьмем кумжу. В одном водоеме она предпочитает натуральные расцветки, а в другом – кислотные цвета».
Нужно учитывать, и времена года, и аппетиты рыбы; если зимой сиг клюет на мормышку, то летом на муху – над водой начинают летать любимые им мошки. И кстати, современные эхолоты не панацея: «Они работают в радиусе 100 метров, и не факт, что вы находитесь там, где стоит рыба. Да и рыба не всегда реагирует на наживку».
Но рыбалка – это не только ожидание поклевки. Имандра – раздольное место для ураганных ветров Арктики. Как подчеркивает Дарья: «Для нас не важно, солнце или дождь в день рыбалки. Если мы видим, что намечается штормовой ветер, то не едем. В шторм на лодке с озера не выбраться; все серьезно и страшно. Вода непредсказуема: и зимой, и летом, в ней скрыто много опасностей, которые мы можем и не видеть».
Когда приходят морозы, толщина льда на Имандре достигает полуметра. «Зимой ловить проще. По озеру идешь пешком. Впрочем, есть и свои тонкости. Если поднимется сильный ветер, в радиусе метра уже ничего не видно. В Мончегорск возвращаешься вслепую, по навигатору», – обрисовывает ситуацию Дарья.
И, что всегда её беспокоит: «Даже середина января-февраля не гарантия того, что лед везде толстый. Сколько случаев было – рыбаки попадали в промоины и не могли выбраться. Не у каждого здорового человека это получится в одиночку – ведь надо поднимать свой вес над водой, а под тобой крошится лед».
Дарья добавляет: «Славу богу у меня не было такого опыта выживания. Вот в том году в речку по пояс провалилась. Шла, а под снегом была протока».
Я не жалею, что живу на Севере
Далеко к югу от Полярного круга рыбалка – удивительное занятие. С точки зрения северян. Например, на Селигере, что в Тверской области. «Люди встают в пять утра, и начинают варить каши по своим секретным рецептам. Потом – кормят-кормят рыбу, затем ловят-ловят».
Там водится мелкая рыбешка – уклейки, красноперки. «Озеро кишит ими, но при этом щуки не реагируют, как на воблеры, так и на блесну – им это не интересно. Щука стоит абсолютно наевшаяся», – рассказывает Дарья.
А вот в Карелии Ермаковым порыбачить еще не довелось. И в этот момент появляется не очень корректный вопрос к Дарье. Доколе будет жить в Арктике? Дарья – уроженка лапландского городка Мончегорска. Её отец – из Чебоксар; отправился на Север, демобилизовавшись из армии. Но уже пять лет, как он уехал из Заполярья, сначала в Ленобласть, а затем в солнечный Курск.
«Я не жалею, что живу на Севере. Мы с мужем из тех, кто не мечтает покинуть Мурманскую область. У нас очень красивая природа. Такой природы мы нигде не встречали; где ни были – все не то. А таких, как у нас, белых ночей нет даже в Карелии! Я люблю свой регион», – заключает наша героиня.
Дарья, как она шутит, не из тех людей, кто выключит свет в опустевшем аэропорту. Даже если есть своя ложка дегтя: «Было бы лето теплее. Но ведь не бывает так, что хорошо абсолютно все?».
В Мончегорске Дарья Ермакова – электромонтер преобразовательной подстанции: «У нас в цехе специальные агрегаты выпрямляют электрический ток и подают его со значением, нужным для электролиза». Она следит за тем, чтобы работа оборудования была непрерывной – от этого зависит бесперебойность производства никеля.
Почему не делятся озерами
Каждый серьезный рыбак в Мурманском крае имеет свою тайну. И речь не о том, что трактуется законом как браконьерство. Скорее, нежелание лишиться богатого рыбой места. Это – лесные озера. «Некоторые люди, как только узнают о таком озере, давай его сетями перекрывать. Так что, у каждого рыбака есть свое секретное лесное озеро, о котором он никому не скажет», – уточняет Дарья. И добавляет: «Прелесть этих мест в том, что когда на Имандре в начале мая ещё стоит лед, на них уже открытая вода».
Стоит повторить – у нас сетями нельзя ловить, в отличие от Карелии. Запрет сетей Дарья поддерживает: «У нас много ценных пород рыбы, и если сети будут разрешены, то она вся пропадет».
Вернемся в лес. В водах озер стоит крупная щука: «Чем дальше от людей озеро и чем непроходимей к нему подходы, тем больше в нем рыбы». Один раз со «своего» озера Ермаковы вернулись с чересчур тяжёлыми рюкзаками; в них лежало 18 килограммов свежевыловленной рыбы: «Честно сказать, еле унесли. Мы не могли её оставить».
Впрочем, за все приходится платить. На спину рюкзаки, котелки и вперед – полтора десятка километров по пересеченной местности: «Здоровье надо иметь нормальное на такие марш-броски. Бывает, что местность, вся заросшая кустарником и березами. И ты через них ползешь. Болота…». И медведи.
Если медведь начнет фыркать
«Под конец мая мы встречали свежие следы двух медведей. По идее, они уже должны были наесться после спячки», – делится новостями Дарья. Отправляясь в леса, она с мужем регулярно натыкается на отпечатки лап огромных зверей. Страшно обнаружить их зимой.
«Медведь особо не умеет передвигаться по снегу и расстояние между ним и следами небольшое. Возможно и десять метров. Летом следы не говорят ни о чем, а медведь, может быть уже и в сорока километрах», – объясняет рыболов.
На рыбалку северяне ходят без оружия. Впрочем, если медведь нападет то….«Дело случая. В том году медведь разодрал охотника у Верхнетуломского. По фотографиям было видно, что рядом с ним лежало оружие. Не помогло».
Но довольно нагонять страх на горожан. «Нормальный медведь, если он не шатун, заболевший или медвежонок, ляжет в кусты и затаится, когда идет человек. Даже, если он в ста метрах от вас. Медведи тоже боятся людей. И фыркать он начнет, если вы сами начнете к нему подходить», – успокаивает Дарья.
Косолапых люди часто видят тет-а-тет на дорогах. «У нас не все люди адекватные. Многие бросаются зачем-то кормить медведя. Такой медведь – это уже труп медведя. Прикормленные, они всегда возвращаются к людям – у них пропадает страх перед нами. И их, к сожалению, убивают. Раньше в Мурманской области была возможность ловить таких зверей и увозить подальше от городов», – огорчается Дарья.
На природе у рыболовов есть и более романтичные моменты. Если отойти подальше от города, то в лесных зарослях промелькнут лоси.
«Совенка встретили – он сидел на пенёчке. Подросший совенок выпадает из гнезда и бегает по земле: ищет мышек и съедает их. Он еще не умеет летать. А сверху сова за ним наблюдает – охраняет», - вспоминает наша собеседница из Мончегорска.
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание...→
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за...→
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта...→
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную...→
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Сперва на 5,6руб. Потом на 5,6руб за м2. Потом на 5,6руб за м2 с каждого проживающего. И наши дорогие чинуши, кроме как создать себе очередную кормушку, ничего придумать не могут. Хотя идея создать...
Они чего там курят?...
"Эксперт" вообще вменяемый? А жить где? А кушать что? Одеваться не надо? ...
Успехов и удачи в деле осуществления и внедрения стратегии Развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности! Семь футов под...
Эти цифры только подтверждают, что НА СЕВЕРЕ НИЩИЕ ЗАРПЛАТЫ!!! Почти 70% жителей ПО НАЧИСЛЕНИЮ, а НЕ НА РУКИ, 100 тысяч не получают....
01 08 2024, 10:48
Четверо в лодке, не считая....
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
17 11 2024, 10:00
«Апатит»: Трижды орденоносный комбинат
07 11 2024, 16:50
«Апатит»: Комбинат больших достижений
14 10 2024, 11:30
Опыт из первых рук. Мурманск собрал профессионалов со всей страны
04 10 2024, 11:43
Коммунальный триллер с элементами детектива
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
09 10 2024, 14:48
Судоходство на мели?
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
17 11 2024, 12:00
Гонка, которой еще не было, а могло и не быть
23 10 2024, 13:39
О, спорт! Ты – кэш
18 10 2024, 15:53
Спорт начинается с детства
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
17 11 2024, 14:58
В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
14 11 2024, 15:12
Киловатты добра
12 11 2024, 16:31
Разворот на Восток
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37