Снижение железнодорожных расходов необходимо для грузооборота Мурманского транспортного узла
Новости | 16 04 2025, 13:33 | СеверПост
В Мурманске прошла стратегическая сессия на тему «Перспективы развития Мурманского морского торгового порта». Организатором дискуссии выступил Мурманский морской торговый порт (ММТП) совместно с консалтинговой компанией «Технологии доверия» (ТеДо).
В сессии приняли участие профильные руководители и специалисты правительства Мурманской области, руководители морских портов и стивидорных компаний, а также грузоотправители.
Целью мероприятия было обсуждение способов борьбы против падения грузовой базы ММТП и поиск новых возможностей. Напомним, что по итогам 2024-го и первого квартала 2025 года падение грузооборота ММТП составило 19%.
В результате анализа текущей рыночной конъюнктуры и ситуации с загрузкой портов Северо-Запада эксперты пришли к выводу о необходимости целевых долгосрочных мер государственной поддержки проектов, которые будут способствовать наращиванию грузовой базы региона. Параллельно с этим важно уже сегодня обеспечить экономические стимулы для тех грузоотправителей, кто обладает необходимой базой. Прежде всего, это экспортеры угля, руды и удобрений.
В начале сессии были заслушаны доклады экспертов ТеДо с анализом состояния экспортных рынков РФ по итогам 2024 года, положения дел в угольной отрасли, а также вариантов организации грузопотока в Арктическом регионе с фокусом на роли Мурманского транспортного узла.
В ходе выступлений было отмечено, что, несмотря на кризис в угольной отрасли, доля России на мировых рынках углеводородов остается стабильной на уровне 14%. Для ММТП это имеет особое значение, поскольку доля перевалки угля в его грузовой базе составляет более 80% всего объема.
Второй значимый фактор – это трехкратное увеличение экспорта страны на Восток за последние 10 лет по всем основным позициям. Этот фактор также влияет на положение ММТП: ранее основными получателями грузов порта были страны Европы, сегодня необходимо искать клиентов на более дальних расстояниях Востока и Юга.
По итогам 2024 года произошло снижение грузопотока портов Арктического бассейна в среднем на 5%, а по углю на 24%.
Эксперты подчеркнули, что негативное влияние на положение угольной отрасли оказали в долгосрочной перспективе падение мировых цен и рост железнодорожного тарифа, а в первом квартале 2025 года укрепление валютного курса рубля.
Вместе с тем, докладчик ТеДо обозначил, что дальнейшего драматического падения цены на уголь на мировом рынке, вероятно, не произойдёт, и Россия имеет все возможности при эффективной государственной поддержке в конкуренции с Австралией и Индонезией сохранить и упрочить положение ведущего экспортёра угля до 2050 года.
Участники сессии обсудили разные варианты возможного выхода для Мурманска из нынешней сложной ситуации.
Главная причина продолжающегося снижения объёма грузооборота – это конкуренция за общие рынки сбыта с другими направлениями при том, что транспортные расходы из-за дальности расстояния на Мурманск выше. Поэтому, как подчеркнули большинство выступающих, без мер по снижению транспортных затрат сложно рассчитывать не только на восстановление грузопотока в направлении Мурманска, но даже на сохранение нынешнего уровня.
Обсуждались возможные точки роста грузооборота, требующие инфраструктурных инвестиций.
Перспектива контейнерных перевозок полностью зависит от налаживания стабильного круглогодичного судоходства по Северному морскому пути. Контейнерным перевозкам нужна предсказуемость, без этого регулярного сообщения не будет, - заявили эксперты. Положительное значение имело бы повышение объёмов производства предприятий, расположенных на территории региона.
«Одно из решений, принятых здесь в столице русской Арктики, как обозначил Президент - увеличение не менее чем в три раза мощности Мурманского транспортного узла, что подразумевает под собой создание новой инфраструктуры, специализированных мощностей. Это позволяет начать обсуждение, где нам всем необходимо задуматься над перспективами развития старейшего предприятия Мурманска, Мурманского морского торгового порта, над возможностью диверсификации грузов, над привлечением совершенно новых грузопотоков», - комментирует заместитель губернатора Мурманской области, министр развития Арктики и экономики Светлана Панфилова.
Исполнительный директор ММТП Павел Олейник отметил: «Дискуссия показала, что простых и быстрых решений нет. Всё требует проработки и комплексного подхода. В первую очередь, это касается железнодорожных тарифов и железнодорожной инфраструктуры. Мы со своей стороны продолжаем вести работу по поиску новых грузов и замещению существующей грузовой базы».
По итогам сессии эксперты пришли к общему выводу: необходимы целевые долгосрочные меры государственной поддержки сохранения Мурманского порта и его дальнейшего развития.
Параллельно с этим важно уже сегодня обеспечить экономические стимулы для тех грузоотправителей, кто обладает необходимой базой. Прежде всего, это экспортёры угля, руды и удобрений.
Относительно работы самого ММТП сомнений нет – технически и организационно порт может обеспечить перевалку массовых грузов в объёме до 24 млн тонн, вместе с традиционными грузами интегрируя новые виды по мере их появления на рынке.
Напомним, на улицах Мурманска размещают более двадцати крупноформатных рекламных изображений с символикой Мурманского морского торгового порта.
Читайте также: На северный завоз в Заполярье выделено 23,3 миллиона

АО «Апатитыэнерго» завершило испытания тепловых сетей города на плотность и прочность. Во время их проведения давление в системе на...→

На обогатительной фабрике АО «СЗФК» в Мурманской области (входит в Группу «Акрон») внедрено мобильное решение по оперативному...→

В Мурманске на улице Воровского развернётся ярмарка (0+), приуроченная ко Дню России. Она пройдет с 12 по 15 июня. По информации организаторов,...→

В Мурманской области на этой неделе ожидаются дожди и до +17°, рассказали синоптики.«10 июня ожидается местами дождь, наиболее...→

Парк культуры и отдыха «Патриот» близ Кильдинстроя временно закрыт до 13 июня.«По техническим причинам мы вынуждены временно...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Как это вообще сработало? Каждая точка выгрузки должна иметь свою накладную, получателя, конкретный адрес и должна быть в 2х экземплярах, иначе легко можно заявить потерю кражу или что угодно...
Пока не введут Смертную казнь за терроризм этот бардак не прекратится! Всегда найдутся корыстные дебилоиды готовые на все за грошики и уверенные в своем...
Просто шикарнейшая поддержка производителя от государства - не будут штрафовать....
Опять бензин подорожает. :(...
А внутренний рынок-то насыщен? Или валютная выручка в приоритете? ...
28 03 2025, 12:54
Мурманск - столица Арктики. Теперь официально
18 03 2025, 16:00
Арктический форум: Ждём «ништяки»
24 12 2024, 16:59
Экономика региона и экономика человека
30 05 2025, 10:11
ФосАгро – флагман бизнеса. Подтверждено РСПП
13 05 2025, 16:40
Браконьером будешь?
19 03 2025, 09:19
Финт УКами
14 02 2025, 12:49
Страсти по мусору
25 12 2024, 15:39
Электроигла под ёлочку
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
29 04 2025, 14:29
Питерские студенты сразились в турнире по дзюдо на призы ФосАгро
07 04 2025, 13:31
Кубок для царя и царицы горы
05 03 2025, 18:45
Мурманвуд
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
13 02 2025, 15:00
Депутат Мурманской облдумы от ЛДПР Станислав Гонтарь: наша партия поможет мурманчанам с модернизацией игровых площадок
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
25 05 2025, 14:01
На Дне химика в Апатитах выступили «Burito», Татьяна Иванова и группа «Комбинация»
22 05 2025, 11:44
Имя собственное
20 05 2025, 14:32
Билет в один конец
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
04 06 2025, 16:25
Программа на лето
15 05 2025, 13:49
Туристическое будущее Никеля
25 04 2025, 17:35