Новости





































ВСЕ НОВОСТИ →

Судоходство на мели?

Происшествия | 09 10 2024, 14:48 | СеверПост

Фото: ВКонтакте / Северное УГМС. Погода в Архангельске

Случай посадки на мель гидротехнического судна Nordic Giant в Териберке, о котором стало известно в минувшие дни, заставил вспомнить схожие происшествия последних лет, произошедшие в Северо-Западном регионе.

Помимо этого случая, за последние четыре года в Северном бассейне мы насчитали ещё как минимум четыре аналогичных. И это только те инциденты, новости о которых попали в СМИ. Речь идёт о судах «Михаил Сомов», «Александр Гусев», «Капитан Воронин», «Кокшайск». В чём причина таких происшествий, разбирался СеверПост.


Дело в механизмах?


Происшествие с Nordic Giant в Заполярье эксперты в области логистики назвали, ни много ни мало, вызовом для планов по развитию арктической инфраструктуры России. Судно, построенное в 1999 году и модифицированное в 2002 году, считается уникальным активом, способным выполнять сложные дноуглубительные работы и обеспечивать подводное строительство — ключевые процессы для арктических проектов.

Неужели этого и других подобных происшествий нельзя было избежать? По мнению источника СеверПост, близкого к руководству портовыми структурами в Мурманске, в числе основных причин посадки судов на мель входят ошибки судоводителей, а также учёт неверной картографической информации.

Но всё же, чаще всего сказывается человеческий фактор. Чтобы его хоть как-то нивелировать, и создаются различные нормативные документы.

Впрочем, по словам доцента кафедры судовых энергетических установок Мурманского арктического университета, кандидата технических наук Людмилы Баевой, на Дальнем Востоке таких случаев больше, нежели в акватории Северного бассейна.

«Наша статистика говорит о преобладании случаев отказа пуска двигателей внутреннего сгорания. Перепад температур, особенно в зимнее время, сказывается, - комментирует она. - Не все случаи попадают в СМИ. - Такое происходит из-за погодных условий.  Имеют место нарушения навигационных норм. В Кольском заливе есть течение. Предположим, случился отлив. Штормовая погода - если ли судно на якоре – его могло сорвать».

По мнению Баевой, основная причина таких происшествий - некорректная работа механизмов на судне.

«К примеру, на мель пошли, потому что отказал двигатель. Куда ещё судну двигаться. Хорошо ещё, если обошлось без повреждений корпусной конструкции, тогда ещё судно можно спасти», - привела пример она.


«Стаскивали тремя буксирами»


Судно может сесть на мель даже у причала, но это большая редкость.

По словам генерального директора Мурманского морского рыбного порта Андрея Бородина, за его 25-летнюю практику такое было лишь дважды.

«Чтобы предотвратить ситуацию, нужно делать своевременнее промеры глубин контролировать движение судов в соответствии с фактическими глубинами», - указал он.

Мурманский капитан одного из судов Сергей Нирка рассказал, что некоторые корабли, оказавшиеся на мели, не могут вызволить оттуда многие годы.

«Вот у нас судно восточнее Кильдина лет 10 назад где-то выкинуло на берег, до сих пор стоит, распиливают», - вспомнил он.

По его словам, такое может произойти если неправильно выбрать маршрут, например, где малая глубина. Может отказать двигатель, или рулевое управление.

«Разные факторы могут влиять, - продолжает он. - В том году зимой на заливе судно ветром сильным сорвало с якоря, они на грунт сели, стаскивали тремя буксирами».

Собеседник рассказал, масштаб последствий происшествия может зависеть от типа судна, а также от его загрузки.

«Если танкер большой, то может и нефть вытечь», - отмечает он.


Водка – на столе. Корабль – на скале


Заместитель директора по безопасности мореплавания из Мурманска Владимир Чуркин в разговоре с СеверПост поделился, что по его опыту суда чаще всего попадают на мель из-за человеческого фактора.  

Говоря об этом, моряк поделился случаем из капитанского прошлого.

«Стоит наше судно в порту Норвегии. Выгрузили рыбопродукцию, решили отдохнуть. Поле этого снимаемся и отходим от берега в район Норвежского моря. Вышли и начали следовать в район промысла. Я оставил на вахте старшего помощника капитана, а сам пошел отдыхать».

Не прошло и нескольких минут, как сон капитана прервался.

«Мне сообщили, что мы сидим на скалах. Я - бегом на мостик, там стоит человек, а перед ним - бутылка водки. Пришлось экипажу с этих скал плыть до берега. Норвежцы снимали их вертолётом. Была целая спасательная операция! Люди - все в исподнем, набросили на себя лишь спасательные костюмы. Хорошо ещё, что всё так счастливо закончилось», - рассказал он.

Владимир Чуркин говорит, что порой печальным итогом таких историй становятся человеческие жертвы.

«Понимаете, человеческий фактор сильно влияет на аварийность на флоте. Я сейчас говорю не только о посадке на мель. Моряки перестали уважать свою профессию: судоводители, капитаны, механики. Об этом можно судить даже по отношению к форменной одежде. Раньше не было такого, чтобы под китель надевали красные кроссовки. То ли это клоун, то ли человек, который должен командовать людьми, - считает он. - Отношение к работе – это ведь внутренняя готовность взять на себя ответственность перед людьми. Сейчас к этому вопросу относятся несерьёзно».

По мнению бывшего капитана, халатное отношение к работе некоторых коллег стало прямым следствием дефицита кадров.

«Из-за дефицита кадров на флот берут, зная, что человек, например, может напиться и совершить что-то плохое, - продолжает он. - Людей стали принимать с зависимостями. Даже если он закодирован, психика уже нарушена. Когда пьяный человек управляет судном, производством – это нонсенс! Иностранцы к этому вопросу относятся иначе.  У нас, конечно, тоже выдают справки о профпригодности, но как!»


«Не может быть!»


В разговоре с СеверПост эксперты из области логистики допустили, что посадка судов на мель может быть намеренной. Например, чтобы судовладельцы получали страховые выплаты. Однако Людмила Баева опровергла эту теорию.

«Такого не может быть! - однозначно заявила она. - Там столько всяких ограничений, столько условий. Страховщики сегодня стараются зафиксировать каждый шаг. И если обнаружится, что произошла такая ситуация, но она не указана в страховке, все траты лягут на плечи судовладельца».

Главное, чтобы и члены экипажа осознавали ответственность за свои действия или бездействие. И вот с этим, по мнению представителей отрасли, есть проблемы.

«Когда я учился в мореходке, нам объясняли: «Ребята, знайте: за вашей спиной люди. И любое ваше решение может оказаться для них роковым. Вы несёте уголовную ответственность за свои поступки», - цитирует учителей Владимир Чуркин. - Нам это буквально вбивали в головы. Сейчас, по-моему, моряки этого просто не понимают». 

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.







Контрабанда – это наш профиль!
Представители силовых ведомств, спасатели, сотрудники таможенной службы и госкорпорации, экоактивисты и даже робот. Всё смешалось в мурманском порту,...
Покушение на губернатора. Ночная хроника
В Апатитах неадекватный северянин бросился с ножом на губернатора Андрея Чибиса. На это покушение отреагировали самые разные люди – от простых...
Выжил после взрыва на СВО. Погиб на дороге под Печенгой
Вот уже больше трёх месяцев Ирина Миронова из Подмосковья пытается выяснить обстоятельства гибели своего брата – героя спецоперации, ветерана...
Громкое дело из Териберки ушло в суд
В Мурманской области завершено расследование нашумевшего уголовного дела в отношении мужчины, в сентябре в пьяном состоянии сбившего в Териберке...
Не утонуть бы самому
Металлические переборки, которые можно продырявить пальцем. Сквозящие водонепроницаемые двери наружного контура корпуса. Неработающее подъемное...




ЧИТАЕМОЕ



Последние комментарии


Александр Крупка: «Квадроберы – это позор»

В то время, когда были октябрята и пионеры, для детей работали кружки и секции по интересам, молодежь была окружена постоянным вниманием и заботой - подобное даже представить было невозможно. ...


Галина Лабус: Закупка Mercedes для Корпорации развития признана несостоявшейся

То есть Мерседес КУПЯТ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА, без торгов. ...


Александр Крупка: «В этой многоэтажке в центре Мурманска люди выживают» [видео]

Складывается такое впечатление, что у людей осталась единственная надежда - Народный фронт! ...


Галина Лабус: Миронов: Запрещено включать в доплату учителям до МРОТ допнагрузку

Утвердите законодательно: ОКЛАД за выработанную норму часов/дней в месяц НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МЕНЬШЕ МРОТ!!! Иначе в скором времени нас заставят работать за еду....


Александр Крупка: Билеты на поезд подорожают с 1 декабря

" Билеты на поезд подорожают с 1 декабря" - Предновогодний подарок народу от РЖД!...




Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
info@severpost.ru
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus