Круги по воде
Аналитика | 10 06 2020, 09:57 | СеверПост
Обрушившийся мост на подъезде к Коле, по которому проходила единственная железнодорожная ветка до Мурманска, не только принес неудобства пассажирам поездов, но и потянул за собой целую вереницу последствий для экономики региона. По мнению опрошенных агентством «СеверПост» экспертов, в той или иной степени это коснулось или коснется большинства сфер и может привести к росту потребительских цен.
Пострадали все
Как отметил в беседе с нашим корреспондентом президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергей Веллер, ЧП с мостом наложилось на ситуацию с коронавирусом, от которой уже страдали предприниматели, а также затронуло рядовых жителей.
«Проблема с мостом коснулась не только тех, кто доставляет грузы, а в целом всех граждан. Проблемы у многих возникают. Больше, конечно, коснулось крупных предприятий. По доставке топлива пока не видим дефицита, но может сказаться. Бензин возят в основном по железной дороге, здесь выгружают в большие емкости и дальше развозят автомобильным транспортом по заправкам. Все, что грузится в торговом порту – апатит, уголь, - все железной дорогой доставлялось», - пояснил Сергей Веллер.
Как рассказала «СеверПост» доктор экономических наук профессор кафедры управления, экономики и предпринимательского права МАГУ Наталья Щебарова, по железной дороге в Мурманск шло 60% общего грузопотока.
«Обрушение моста не пройдет даром. Крупные промышленные группы себя почувствуют самыми пострадавшими – только по железной дороге грузы возили «Норникель», «Апатит», Ковдорский ГОК. СУЭК 15 млн тонн угля в год отправляла через Мурманск. Сейчас перевалка остановлена, потребители, работники, акционеры это почувствуют. У европейских покупателей стоимость угля уже выросла на 20%, – СУЭК для них крупнейший поставщик», - заключила эксперт.
В обход Мурманска
Мурманский морской торговый порт, крупнейший потребитель услуг железной дороги по перевозке груза, уже сообщил о частичном уходе грузоотправителей.
По словам гендиректора АО «Мурманский морской торговый порт», на сегодня более 10 судов перенаправлено в другие порты, и совместно с грузоотправителями железнорудного концентрата, удобрений, угля и других грузов в настоящее время прорабатывают альтернативные логистические решения.
«Однако они все будут стоить значительно дороже. Параллельно идет тесное взаимодействие с ОАО «РЖД» с целью поиска вариантов компенсации ущерба и выгодных тарифных решений, которые позволили бы сохранить объем перевозок по железной дороге», - сказал Рыкованов.
По его данным, сегодня выстроенная логистика через Мурманск является самой эффективной для отправки грузов на Китай, Индию и ряд других стран. И обрушение моста вызвало серьезные нарушения в функционировании огромной логистической цепи.
На текущий момент в Мурманском морском торговом порту работы, связанные с железнодорожными операциями приостановлены, что влечет за собой не только переполнение складов грузоотправителей, но и снижение интенсивности производства работ вплоть до полной остановки деятельности предприятия.В порту работает более 1300 человек.
«По подсчетам специалистов, сбой в поставке груза ж/д транспортом повлечет за собой простой предприятия и более 80% рабочего персонала», - отметил руководитель ММТП.
Как сообщила нашему агентству бизнес-омбудсмен региона Елена Тихонова, доля порта в экономике Мурманска очень существенная.
«Мурманска это больше коснется, чем области», - сказала она, отметив, что пока жалоб от предпринимателей, связанных с проблемами из-за обрушения моста, к ней не поступало.
Ищет пути в обход Мурманска теперь и другой крупный перевозчик – компания «ФосАгро», поставляющая через порт удобрения на экспорт.
Как пишет Интерфакс со ссылкой на руководство компании, «ФосАгро» прорабатывает варианты экспортных поставок через зарубежные порты и обсуждает с зарубежными клиентами возможные корректировки графика отгрузок апатитового концентрата в случае, если устранение последствий инцидента на железной дороге займет длительное время.Через Мурманск у компании идет примерно 1/6 часть экспортных поставок удобрений - до 1 млн тонн в год.
Как считает Наталья Щебарова, падение спроса на перевалку грузов через Мурманск может привести к снижению экономического роста в регионе.
«Ситуация с мостом такая же, как с коронавирусом – экономика страдает, наполняемость бюджета падает, мы уже вошли в эту ситуацию. Но программа помощи в связи с коронавирусом касается и промпредприятий, и помощь ослабит падение отчислений в бюджет. Помимо промпредприятий, пострадали и рыбодобывающие компании - большую часть внутренних поставок они по железной дороге осуществляли, это треска, сельдь. Около 50% своих поставок. Теперь только автотранспорт, что дороже. Для восстановления экономики нужен мост увеличенной грузоподъемности», - отмечает доктор экономических наук.
Будет ли мурманчанам тепло и сытно?
Хотя крупнейшими перевозчиками по железной дороге являются промпредприятия региона, пользуются железнодорожным транспортом и те, от кого напрямую зависит комфорт жизни северян. В первую очередь это энергетики.
«По топливным запасам проблем не ощутим, так как отопсезон завершен, запас, говорят, есть, - считает Наталья Щебарова. – Но вопрос в том, сколько будет восстанавливаться сообщение. Так неправильно говорить, но нам повезло, что случилось все летом».
Наличие запасов топлива на котельных подтвердили «СеверПост» в филиале «Кольском» «ТГК-1». В пресс-службе компании отметили, что все топливо привозится только по железной дороге, но сейчас месячный запас есть. «Горячее водоснабжение будет», - сказали в компании.
Что касается автомобильного топлива, то, по мнению Натальи Щебаровой, его доставка автотранспортом даже из Карелии приведет к росту цены.
Коснется проблема и повседневных товаров. Продовольствие поставляется в основном автомобильным транспортом, а многие промтовары шли по железной дороге, в частности, стройматериалы. Переход на автотранспорт приведет к увеличению расходов. Так, уже сейчас в магазинах нет скидок на стройматериалы.
«Малый бизнес переходит на автотранспорт – все предприятия, которые массовые поставки делали, - сказала Наталья Щебатова. – В целом пока говорить о масштабных кризисных проявлениях рано. Летом меньше ущерб. Но если полноценное железнодорожное сообщение не восстановят в ближайшие 3-4 месяца – серьезные последствия будут. Все зависит от скорости восстановления. Уже временная ветка поможет в целом. Инфляции, резкого скачка цен пока ожидать не приходится».
Напомним, 30 мая на перегоне Выходной - Кола был поврежден железнодорожный мост. После этого рабочие приступили к его восстановлению.Однако несколько пролетов рухнули в воду.
Первоначально сообщалось, что сооружение упало от напора воды, но позднее власти региона заявили, что связи между паводком и обрушением моста пока не выявлено. Следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по факту обрушения железнодорожного моста.

Нестабильность, спецоперация и санкции... Вот уже два года они заставляют россиян искать способ, как сберечь нажитое непосильным трудом, а если...→

В Мурманске и окрестностях мало-помалу идёт строительство коммерческих жилых комплексов. Такая застройка для областного центра – явление новое....→

До Нового года осталось 36 дней, и мурманчане уже начинают закупать продукты для праздничного стола. Хотите узнать, как изменились цены на самые...→

Россияне традиционно жалуются на рост цен. На продукты, товары, бензин. Люди сравнивают стоимость товаров в мае 2022 года с ценами прошлых лет и...→

СеверПост изучил ценники на основные продовольственные товары в крупнейших магазинах Мурманска. Мы готовы рассказать, что подорожало, а что...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
.....так ведь миллиард, всем хватит........
Интересно, а почему вот это "Проявления экстремизма, дискриминации, насилия, расизма на национальной и конфессиональной почве в образовательных учреждениях недопустимы." работает только в одну...
Хорошо, что во времена юного Ломоносова Матвиенко не было....
С одной стороны - правильно, что больше сидячих мест, пора отходить от скотовозок и перемещаться с комфортом. С другой - в час пик граждане готовы ехать "хоть тушкой, хоть чучелом"....
Зато как обидятся остальные 67%.... Ух!...
28 03 2025, 12:54
Мурманск - столица Арктики. Теперь официально
18 03 2025, 16:00
Арктический форум: Ждём «ништяки»
24 12 2024, 16:59
Экономика региона и экономика человека
06 03 2025, 16:13
Это «му» неспроста!
28 02 2025, 12:12
Те ещё крендели
19 03 2025, 09:19
Финт УКами
14 02 2025, 12:49
Страсти по мусору
25 12 2024, 15:39
Электроигла под ёлочку
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
24 03 2025, 13:42
Закаляя характер, укрепляя веру
17 03 2025, 12:03
Турнир для будущих «звёзд»
24 11 2024, 21:18
Снежные старты. Кировск встретил соревнования «Хибинская гонка»
05 03 2025, 18:45
Мурманвуд
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
13 02 2025, 15:00
Депутат Мурманской облдумы от ЛДПР Станислав Гонтарь: наша партия поможет мурманчанам с модернизацией игровых площадок
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
01 04 2025, 11:32
Квартирный невроз
26 03 2025, 14:47
Эволюция гиганта
25 03 2025, 13:20
Конкурс, в котором побеждают все
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
07 02 2025, 11:31
Я мзду с китайцев не беру - мне за державу обидно!
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04