В одно касание
Общество | 02 11 2019, 10:29 | СеверПост
Летчиков-«палубников» в три раза меньше, чем космонавтов. А при «плохом настроении» они не поднимаются в небо. Об особенностях их работы - в материале СеверПост.
«Двигатели на полном «ходу», при касании с палубой самолёт делает скачок на 15-20 метров. Форсаж, ручка от себя, самолёт пару секунд качается, а потом всё нормализовалось, и я улетаю на аэродром. Когда командир полка посмотрел на мои «выкрутасы», то принял решение лететь за мной следом», – такую историю не прочитаешь в учебниках.
Это один из эпизодов службы в палубной авиации, которую намедни рассказал участник военно-исторической конференции, посвященной 30-летию первой посадки корабельного истребителя на палубу авианосца.
По просьбе заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Виктора Соколова не называем фамилий.
Посадка на корабль считается одним из самых сложных элементов летной подготовки. Главная трудность в том, что у летчика нет права на ошибку. И при этом он имеет минимальный запас полосы для торможения до полной остановки.
«У нормального летчика на аэродроме полоса точного приземления – это 300 метров. У «палубника» – 36 метров, плюс-минус 2-3 метра», – объясняет Павел Подгузов.
Командир 279 корабельного истребительного авиаполка Северного флота, действующий строевой летчик-снайпер Павел Подгузов – личность в палубной авиации легендарная – на счету около 250 посадок на палубу авианосца «Адмирала Кузнецова». Это больше, чем у всех действующих летчиков.
И более того – он участвовал абсолютно во всех походах «Кузи» – так по-домашнему называют авианосец те, кому он приходится вторым домом.
1 ноября – важная дата в истории отечественной палубной авиации. Ровно 30 лет, в 13.46, в акватории Черного моря, впервые в истории ВМФ СССР была выполнена горизонтальная посадка на палубу корабля. 
Сложнейшую операцию совершил корабельный самолет – Су-33, за штурвалом которого находился летчик-испытатель, Герой Советского Союза Виктор Пугачев, который посадил истребитель на авианосец «Адмирал Кузнецов».
В честь 30-летия первой посадки корабельного истребителя на палубу авианосца в мурманской «Нахимовке» встретились легенды палубной авиации, чтобы вспомнить, как это было.
«Я просто попал в первую десятку, когда ставился вопрос ребром: либо первые 10 летчиков садятся на корабль, либо авианосец будет сокращен, или будет распилен и продан. Поэтому лично я садился с общим налетом на Су-33 – 9 часов», – отвечает Павел Подгузов на вопрос, как он стал летчиком палубной авиации.
По признанию летчика, как и 30 лет назад, за каждым вылетом наблюдают с палубы, затаив дыхание. А 1 ноября 1989 года разрешение на полет был получен в самый последний момент – все спешили выполнить задачу.

Между тем, по признанию бывшего командующего морской авиацией Северного флота, генерал-лейтенанта запаса Николая Мордовалова, 1 ноября была пасмурная погода, моросящий дождь.
«А в небе парил истребитель, который вот-вот должен был вернуться на палубу авианосца. Все ждали затаив дыхание. Посадка же произошла штатно, плавно. Всего две секунды она длилась, но за ней стоял титанический труд инженеров, техников, личного состава. Пугачев вышел, поклонился палубе корабля, а его уже со всех сторон окружили и начали подкидывать в воздух, качать на руках. Все хотели поблагодарить лётчика», – рассказал ветеран.
После событий, произошедших 1 ноября 1989 года, вышедший на испытания корабль получил второе рождение, стал полноценным авианосцем. С это дня получила развитие палубная авиация Военно-морского флота СФ.
К слову, конструкторы несколько лет разрабатывали надежный палубный истребитель.Так появились складывающиеся крылья, усилена стойка шасси.
От пилота требуется филигранная точность пилотирования – машину нужно с ходу уместить на крошечное «лобное место». По признанию Подгузова, с высоты взлетно-посадочная полоса выглядит как спичечный коробок.
Задача летчика – при снижении зацепиться за натянутые поперек палубы стальные тросы тормозным гаком – крюком в хвостовой части самолета, который выпускается вручную. На «Кузнецове» их четыре.
Затем срабатывает автоматика, натягивающая трос, и 20-тонная машина тормозит. Однако посадка самолета всегда требует предельной концентрации и филигранной точности.
«Сила удара – приличная. Скорость при посадке – 250 км/ч – то есть торможение происходит на полном ходу. Если лопнул трос, самолет сам не остановится – уходишь на второй круг. Если скорость низкая, самолет может упасть в воду, летчику придется катапультироваться», - добавляет Подгузов.
Однако количество внештатных ситуаций, по счастью, незначительно. Российские морские летчики научились уверенно садиться на «Кузнецове» и в шторм, и ночью, и в сложных метеоусловиях. «Прицеливаться» помогает телевизионная система «Луна» – вмонтированные в полетную палубу объективы.
На Северном флоте отмечают 30-летие первой палубной посадки
01 11 2019
Но стать летчиком-палубником способен не каждый, признается Подгузов.
В советские годы летчиков палубной авиации обучали на наземном испытательном тренировочном комплексе – «НИТКА» в Крыму. Тренажер имитирует палубу авианосца и представляет собой стальную взлетно-посадочную полосу, оборудованную трамплином и аэрофинишерами.
Каждая посадка требовала не только хорошей натренированности, но и высокой психологической устойчивости, ведь летчик должен уметь сохранять абсолютное хладнокровие и мгновенно принимать решения в нештатной ситуации.
Кстати, если у пилота голова болит или душевное какое беспокойство, - он может не лететь. Это факт.
«В свое время нас командир отбирал поштучно – это факт. Не зря же Чезаре Ломброзо считал, что ничто не исправит то, что заложила в нас природа. И я свою работу ни на какую другую не поменял бы», – объясняет Павел Подгузов.
Впрочем, небесный ас признается, что в летное училище он шел с перспективой войти в отряд космонавтов.
«А когда заразился палубной авиацией, понял, что космос подождет. Тем более НЛО я уже видел. Но какие еще наши годы», – смеется Подгузов и отмечает, что в нашей стране летчиков-«палубников» в три (!) раза меньше, чем космонавтов.
И про НЛО полковник не пошутил.
«Я был курсантом на третьем курсе, когда охранял стоянку самолетов в Борисоглебском высшем военном авиационном училище. И увидел в небе НЛО. В полетах не видел – занят был», – улыбается Подгузов.
За три десятилетия экипаж авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» прошёл большой путь, его главным оружием – корабельной палубной авиации – вписано много славных страниц в историю Военно-морского флота России. Он выполнял боевые задачи и в Средиземном море, и в контртеррористической операции в Сирии.
Как признаются небесные асы, в наши дни уже создаются истребители пятого поколения, которые выполняют не просто красивые маневры в воздухе, но имеют новые возможности реагирования в боевой обстановке.
Использование систем дистанционного управления на цифровой основе открывает ряд перспектив для службы, как, например, применительно к воздушному бою, так и к уничтожению наземных объектов противника.
Но какие бы новые устройства не появлялись, в палубной авиации всегда будут ценить людей, которые каждый день готовы на форсаж и любят свою работу за то, что охраняют наш покой и мирное небо над головами.
Для души и для людейВсё выше и выше вздымают свои стрелы строительные краны на улице Буркова в Мурманске. Всё ближе тот день, когда на этой территории появится новая...→
«ДРОЗД-Хибины»: Уроки эффективного партнёрстваГражданское общество Мурманской области демонстрирует стабильное развитие, а некоммерческие организации реализуют важные экономические, социальные и...→
Льгота между строкВ Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко...→
«Осенний детокс»: Как подготовиться к полярной ночиЕще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными...→
Благоустройство с просрочкойВ 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Прежде чем на людей говорить что-то, напряг налоговую по нерадивым УК которые налог не платят и зарплаты в конвертах выдают, бюджет и пополнился. ЖКХ развалил коммерсантов расспустил так что закон...
Летели два дня назад. Отвратительно организована зона контроля. Выделено очень малое помещение с отсутствием каких-либо столиков для того, чтобы можно было переложить в контейнеры одежду и обувь....
Было бы ещё хорошо чтобы от развилки Видяево и до Титовки дорогу чистили после снегопада, а ведь деньги...
песко-соляная смесь в пропорции 1:1? На 1 стакан песка 1 камаз соли?...
Т.е. заболевшему сотруднику разрешат работать. В чём выгода работодателя ясна, но что от этого получит работник? ...
31 10 2025, 14:11
Оптимизация с ампутацией
13 10 2025, 17:51
Из жизни бывших
09 10 2025, 12:27
Забыть про Орешету?
17 11 2025, 13:42
Нести бренд
07 11 2025, 12:17
Во власти можешь ты не быть. Но с бизнесменом быть обязан
23 10 2025, 14:19
«Ситиматические» отмазки и мусорные заложники
09 09 2025, 12:35
«Кокосовый» оптовик: Часть вторая
20 08 2025, 15:42
Крыша поехала: Как строят дома в Арктике
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
18 09 2025, 09:45
Сталкер по-мурмански
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
28 11 2025, 14:39
Кубок России в Кировске: Снежный, звёздный, наш
27 11 2025, 10:30
«Тирвас»: Десять лет побед
21 11 2025, 10:37
Хибинская гонка-2025: Юбилейные старты
28 10 2025, 17:08
Шуба, как у деда
10 07 2025, 14:37
На Севере – шить?
19 11 2025, 12:18
Для души и для людей
16 11 2025, 13:18
«ДРОЗД-Хибины»: Уроки эффективного партнёрства
10 11 2025, 14:18
Льгота между строк
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
19 10 2025, 10:01
Держат марку
15 10 2025, 14:23
Ремонты на дорогах Мурманска
04 10 2025, 08:55
От сигнала до асфальта: Жители Заполярья влияют на ремонт дворов
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
27 06 2025, 11:53
Из Ташкента в Мурманск на велосипеде
04 06 2025, 16:25
Программа на лето
15 05 2025, 13:49







