Новости





































ВСЕ НОВОСТИ →

На краю земли

Туризм | 09 06 2019, 12:21 | СеверПост

Фото: СеверПост

Жизнь в глубинке – это значит, что почти все местные знакомы друг с другом, магазин, а не Интернет - площадка для встреч, и обязательно есть свои местные «фишки». О новом уникальном месте Кольского края наш сегодняшний рассказ.

Железнодорожная станция Лопарская находится всего в 48 километрах от Мурманска.





Красота такая, что дух захватывает.  Сосновый бор, по которому белки ручные скачут. Речка Кола, а над ней, будто сошедший из сказки, навесной мост.

На весеннем солнышке кажется, что все светится. Перед такой красотой русский человек безоружен - замирает на месте.




Ещё в начале XIX века на карте появилась точка – становище лопарей, получившее название Лопарская, чьи потомки живут и поныне здесь.

Среди них семья Герасимовых. Глава семейства Константин во дворе дома установил саамскую куваксу с горящим очагом посередине. А вскоре во дворе появились несколько оленей. 

Прирученные, и потому хорошо воспитанные, Бэмби разрешают гостям себя погладить, покормить с ладошки ягелем и сделать селфи. Такой вот малый бизнес в Лапарской.






Ну а мы идем в магазин. Начинаем допытываться, сколько стоит хлеб с маслом.

Впрочем, в магазин в поселке приходят не столько за покупками, сколько для того, чтобы пообщаться друг с другом, узнать новости и почитать... объявления, которые разложены на столе магазина. В одном - приглашение на субботник, в другом - продают оленьи рога, в третьем - оленью кожу.

- Скажите, а зачем нужны оленьи рога?  - отвлекаю продавщицу глупыми вопросами.

- Ну что вы! - обиженно надувает губки бантиком та в ответ. Оленьи рога – это оберег и проявление уважительного отношения к предку оленю. Считалось, что рога принесут удачу на охоте. То есть на работе, говоря современным языком.

Тихо хихикнув и передернув плечиками, незаметно записала телефон.







Тем временем людей все прибывало и прибывало. Реагируют на диктофон молниеносно и говорят все одновременно. И про то, что продукты дешевле в «городе» - так они называют Колу, и что там есть банкомат, который отсутствует в Лопарской.

И что здешняя коммуналка кусает больнее гнуса. Отопление в «двушке» свыше 4,5 тысяч. Квартплата - от 7 до 9 тысяч. При этом лишь в единственном доме есть горячее водоснабжение. У остальных стоят водонагреватели.

«Высокая стоимость коммуналки из-за того, что населения у нас мало. По бумагам - чуть более 200 человек. Если в девятиэтажке раскидывается на всех плата за отопление, то у нас двухэтажки», - вздыхают местные жительницы.

Кстати, первые многоквартирные дома появились в поселке в 70-х годах.




Сегодня недвижимость в виде «двушки» или «трешки» можно приобрести за 870 тысяч рублей...И по заявлению местных, городские раскупают квартиры как горячие пирожки. Но живут только летом, а на «зимовку» уезжают на ПМЖ.

Интересное дело вышло с названиями улиц. Их попросту нет. Только нумерация домов.

По словам жителей, дороги чистят на отлично. Во-первых, начальник ДРСУ живет по соседству. А во-вторых, если клиентов немного, то они всегда будут держать ответственного на курке. 

Наступаю на больную мозоль - интересуюсь медициной. Выясняется, что аптеки нет, в местной амбулатории работает один фельдшер, который принимает и детей, и взрослых.

А узких специалистов местные жители видят раз в год, а то и раз в 2 года, когда приезжает «Поезд здоровья».

«Если что-то экстренное случится, то «скорая помощь» приедет из Колы. Если быстро соберется, то быстро приедет, а если нет, то долго», - доходчиво объясняют жители.


Если кто надумает рожать, то придется ехать в Мурманск. В Коле, как мы уже писали, на роддоме висит амбарный замок.

С особой ностальгией местные жители вспоминают оленеводческую станцию, где научные сотрудники изучали оленей, ягель и все, что им для счастья было нужно.

«Оленей было тысячи голов, но всего лишились в «нулевых». Много оленей потом продали за границу…» - рассказывают жители.


Некогда была и богатая животноводческая ферма «Восход», а потому местное население буренки баловали и парным молочком, и нежнейшей тушенкой. Потом все стало сходить на нет.




«Я приехала с Украины на год к дяде, а осталась на... 44 года. Замуж вышла за саама. Работала на животноводческой ферме дояркой. Какие умные коровы были - по шагам узнавали, кто идет, какое настроение. Дверью только хлопнешь, а они все головы к тебе повернут и здороваются: «Мууу». Помню, одну подоишь, вторая идет к тебе. И так и шли по очереди сами. 90 буренок всего у нас было, ой, и любимицы свои были, и баловали их. Работали в 2 смены, а отдыхали на... танцах», - с ностальгией вспоминает тот период жизни пенсионерка Татьяна Кобелева.

- Как бы сделать так, чтобы туристы к вам ехали, и деньги здесь свои оставляли, а не в Финляндии и Норвегии? - задаю посконный вопрос.

- Нужно возродить оленьи стада. В них вся жизнь саамов, - не задумываясь, отвечает Татьяна Кобелева.

О делах духовных

Есть свои особенности и с проводами в последний путь - покойного несут на кладбище по мосту, так как погост находится на другом берегу, и мост - единственная переправа через морщинистые воды Колы.





А обряд отпевания проходит в деревянной церкви с резными ставнями, которая выросла перед мостом в конце прошлого года, спустя 10 лет после решения о ее возведении. Настоятель храма, названного в честь одной из икон Божьей Матери, приезжает из Колы по первому звонку прихожан. 




Нет на станции и сотрудников правоохранительных служб.

- В случае чего из Колы приедут, - добавляют жители.





«21 век, а Интернет еле живой. Пользуемся флешками -модемами. У моей сестры на работе вовсе его нет. Не пропускает здание. Нина бегает со своими отчетами домой. Документ отправит, вернется, потом через какое-то время опять бежит домой», - отметила Лидия Большунова.

Оказывается, Лидия вместе с двумя сестрами и братом являются представительницами древнего саамского рода Шаршиных. Их мама провела все детство на побережье среди оленьих стойбищ. И лишь в 1942 году ее семью переселили вглубь полуострова из-за обстрелов фашистских налетчиков.

Сестры родились в животноводческом поселке Канёвка Кольского района. В 1964 году семья Шаршиных переехала в Лопарскую. И здесь они научились делать практически все из того, что умели их прародительницы: изготавливать из кожи щуки или семги сумки, чехлы, кошельки, вышивать бисером диковинные узоры, делать украшения из оленьего меха и выделывать койбу (шкура с ног оленей, используется для верхней одежды саами).

Мы отправились в Дом культуры станции Лопарская, где Нина Канева - сестра Лидии Большуновой - основала музей саамского быта.

На минуточку, Дом культуры находится в здании, где соседствуют: спортивный зал, библиотека, музей, детский сад и местное представительство ЖКХ. А еще 3 раза в неделю работает почтовое отделение. При этом кабинет директора находится там, где раньше была раздевалка.




Но а мы попросили подробнее остановиться на гардеробе саамских женщин.



«Раньше у саамов не было пуговиц и ниток, поэтому пуговицы делали из костей оленя, а в качестве ниток использовали жилы животных. Их размачивали в воде, чтобы они стали эластичными, а затем женщины катали их у себя на лице. Существовало даже поверье, что саамские женщины красивы и не имеют морщин именно по этой причине», - раскрывает карты Канева.

По словам женщины, их одежда - это образная летопись жизни народа, которая языком цвета, формы и орнамента рассказывает о нем. Так все цвета национального костюма очень символичны. Они вторят цветам саамского флага, где синий - цвет полярной ночи, а все остальные цвета - краски такого долгожданного и короткого лета. Круг посередине - это солнце. Саамы считают себя детьми огненного светила, энергия которого позволяет им преодолевать тягучую и холодную зиму.

К слову, саамские женщины были теми еще модницами. Каждая деталь, даже маленькая снежинка, вязалась, плелась или вышивалась вручную. Использовались: атлас, мех, кружево, бисер и жемчуг.

Вот и к своему сарафану они  относились очень бережно - хранили в сундуках, передавали по наследству. К сарафану шился передник и яркой расцветки кофта с невысоким стоячим воротником.



С головными уборами тоже не все так просто. До наступления совершеннолетия девочки перевязывали голову лентой. Во время свадебного обряда девушке заплетали две косы и надевали из красного тонкого сукна шамшуру, которую они шили сами, придумывая собственный рисунок из бисера или жемчуга. Сверху завязывали платок. В холодное время года надевали теплые пыжиковые шапочки из мягкой шкуры оленят.

«Знаете, почему длительный период времени саамов называли лопарями? Лопь - край Земли. Лопарь - человек, живущий на самом краю земли. Но как же у нас интересно и здорово...», - добавляет женщина.

 



В свое время семья Шаршиных – Нина Владимировна, ее мама, сестры и брат - стала одним из инициаторов проведения ежегодных Осенних саамских игр в Лопарской.





А уж там можно помериться силами в метании аркана, стрельбе из арбалета, прыжках через нарты, ловле семги  «на банку». Представительницы прекрасного пола играют в женский саамский футбол, в котором «спортивная форма» - длинные сарафаны, а мяч сшит из шкуры оленя и набит его шерстью.




Маленькая ремарка: в Лопарской Саамские игры проходят в сентябре, в то время, как в Ловозере, они проводятся в июне.



И именно Шаршины всегда варят ту знаменитую уху, которой на фестивале угощают всех участников и гостей. Готовят они ее из царь-рыбы - семги уже более 20 лет, и ни разу не пропустили это почетное, но хлопотное занятие. 

СеверПост узнал все хитрости ее приготовления.


Большая уха

400 литров бульона, или 500 порций супа варят из 25 кг рыбы, выловленной в Коле. В состав блюда входят: форель, сиг, щука, семга. Основу, то есть бульон, для ухи варят из сигов, щук.

Потом их убирают и в тот же котел опускают семгу, форель, потому что, по словам поварих, каждая рыба придает вкусу ухи свой неповторимый «оттенок», но варить надо именно в такой последовательности.

Далее идет картофель. Его, кстати, понадобится мешок (25 кг). 

А для того, чтобы бульон был тягучим, наваристым, будет высыпана пачка манной крупы. И завершающий штрих - добавление лаврушки и душистого перца.

Кстати, с луком поступают по-своему. Варят целиком, а потом достают и выбрасывают. Варят уху всю ночь на кухне детского сада. В четырех- пяти котлах. В 5 утра  добавляют уже картошку, чтобы к полудню было все готово, а в час дня можно было начать разливать по тарелкам. 

«За столько лет ни одного замечания. Только благодарности», - смеются сестры.

Закончить наше путешествие хочется строчками из стихотворения поэта, писателя и барда из Лопарской Ивана Матрехина:

- Тундра прекрасной нежности полна

- Тундра - в ней заблудилась тишина.



Проект реализуется при финансовой поддержке правительства Мурманской области.

Даю своё согласие на обработку персональных данных на период получения рассылки новостей.
Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.







Туристическое будущее Никеля
Многогранная индустриальная история посёлка Никель стала основой для разработки кластера промышленного туризма Печенгского округа. Его создание...
Пограничное состояние. Северяне открывают сезон отпусков
В этом году заполярные адепты отдыха на побережье Анапы вынуждены решать, куда отправиться отдыхать. И было бы из чего выбрать! Зарубежные путёвки...
Я мзду с китайцев не беру - мне за державу обидно!
В Мурманской области правоохранительные органы впервые в истории задержали китайского гида. С высокой долей вероятности гость из Поднебесной в...
Цены стремятся в космос
Мурманский турбизнес пытается адаптироваться под существующую экономическую ситуацию.  Стоимость услуг растёт, вынуждая гидов и компании ломать...
Полуострова сокровищ
Мотка, гранитный линкор, край земли... Как только не называют полуостров Рыбачий – туристическую мекку Кольского полуострова. Он плавно...



ЧИТАЕМОЕ



Последние комментарии


.¯\_(ツ)_/¯.: Профсоюз: На одну ставку не работает ни один учитель в стране

Это же из-за того, что учителя просто любят работать? Ведь правда?...


Concentrat: Что думают в частных образовательных центрах Заполярья об оценках за поведение?

У нас так в правительстве так и работают, с советских времён было что-то, потом отменяют проходит время и говорят давайте вернём, что с оценками за поведение, что с уроками труда, можно наверно еще...


.¯\_(ツ)_/¯.: Дефицит ГАИшников в Заполярье на аварийность не влияет

1,5 экипажа на весь Мурманск, на что они вообще повлиять могут? На дорогах не беспредел, но стремится к этому. Камеры только для сбора штрафов, но никак не для безопасности ДД....


асклепий: Часов не наблюдают: В региональном ГАИ ответили на жалобы о медлительности сотрудников

Это они нам одолжение оказывается еще делают! оформляйтесь сами. Мы умываем руки...


.¯\_(ツ)_/¯.: В Госавтоинспекции сообщили об отсутствии дефицита лавочек

Да фиг с ними, с этими скамейками. Там самих инспекторов жёсткий недобор....




Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
info@severpost.ru
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus