Море — одно, правила — не для всех
Аналитика | 21 03 2017, 11:19 | СеверПостС начала 2014 года в центральную часть Баренцева моря из дальневосточных регионов страны направилась флотилия промысловых судов, специализировавшихся на добыче краба–стригуна опилио. Вслед за российским промысловым флотом в Северо–Западную Арктику устремились шхуны под флагами Норвегии, Латвии, Литвы и Испании.
Общим объектом их интереса стал краб. Дело в том, что после долгих скитаний данный вид гидробионта заполз в анклав открытого мирового океана, в так называемую зону регулирования комиссии по рыболовству в Северо-восточной Атлантике с штаб-квартирой в Лондоне (НЕАФК). В то время разработкой правил промысла в этой зоне никто не занимался. Комиссия НЕАФК признала краба «сидячим» видом шельфа, то есть морского дна, а значит отдельные правила лова разрабатывать ей было не к чему.
Варварский подход и вседозволенность в вопросах ведения промысла валютоемкого биоресурса, характерная для дальневосточников, позволила им реализовывать схемы, направленные на получение легкой выгоды, в том числе за счёт нарушения российского и международного законодательства. Владельцы латвийских и литовских кораблей также не преминули воспользоваться лазейкой в международном праве и начали набивать трюмы своих шхун отборным деликатесом.
Экономическая угроза безопасности от расхищения национальных биоресурсов приняла реальные очертания. Первые же задержания российскими контролирующими органами за незаконный промысел нескольких судов, принадлежащих как российским, так и иностранным компаниям, показали опасную тенденцию.
Были выявлены несанкционированные факты захода в российскую эконом зону для добычи краба рыболовецкими шхунами «Juros Vilkas» (флаг Литва, судовладелец «Арктик Фишинг»), «Сокол» (флаг РФ, судовладелец ООО «Парус» г. Южно - Сахалинск), «Adexe Primero» (флаг Испания) и др. За нарушения российского законодательства правонарушителей привлекли к ответственности в виде многомиллионных штрафов. Все эти события широко освещались в региональных и центральных СМИ, получили широкий общественный резонанс и волной докатились до дальневосточных берегов.
Шумиха вокруг дальневосточников и их иностранных коллег побудила камчатское интернет-сообщество детально изучить потаенное прошлое залетных краболовов.
Из публикаций стало известно, что некая жительница Петропавловска-Камчатского Анна Евгеньевна Можайкина еще в 2011 году создала компанию «Волна». Предприятие брало в аренду ранее арестованные суда, перегоняло их в Южную Корею, а потом они бесследно исчезали и появлялись уже под другими флагами и, соответственно, с другими названиями.
При этом промысловики доставляли в порты Японии и Южной Кореи полные трюмы крабовой продукции, скорее всего, незаконно добытой в России. В 2013 году было возбуждено уголовное дело по факту хищения одного из судов Можайкиной. Приговор в виде штрафа в размере 1 миллиона рублей не сильно смутил судовладелицу. Как видно из сообщений блогеров, штраф был уплачен на следующий день после объявления приговора.
Дальше больше, по адресу, где располагался офис компании Анны Можайкиной в Петропавловске-Камчатском на улице Ленинградская, дом 33-а, появились еще три ООО, которые имеют самое прямое отношение к промыслу краба в Баренцевом море - «Алеут», «Беринг», «Чатка». В качестве учредителей «Алеута» и «Беринга» значатся граждане с одной фамилией и с одинаковым московским адресом, генеральным директором в обеих компаниях является Александр Михайлович Козлов, а исполнительным директором — Анна Можайкина.
На фирмы ООО «Чатка» и ООО «Беринг» были зарегистрированы суда «Тигиль», «Бристоль», «Саяны» и «Капитан Басов».
Странные злоключения с судном «Тигиль», его постоянные аресты за незаконный промысел краба, простои на пирсах и незаконные аренды привели его в руки к давнему знакомому господина Козлова, некоему Александру Силагину, который, по совместительству, является бывшим представителем Минрыбхоза СССР в США, а ныне гражданином Соединенных Штатов, проживающим в Сиэтле. Так вот, в конце 2013 года «Тигиль», оставаясь собственностью Российской Федерации, убыл в США и по настоящее время его судьба неизвестна.
Что же касается судов «Бристоль», «Саяны» и «Капитан Басов» то они тогда, еще под российским флагом, прибыли в распоряжение инспекторских групп Администрации безопасного судоходства Литвы для перефлагирования. И вот уже в 2013 года в Литовском морском судовом регистре были зарегистрированы суда «Karalius» (бывший «Бристоль»), «Juros Vilkas» (бывшее судно «Саяны»), а также «Zalgiris» (бывший «Капитан Басов»), которые теперь принадлежат компании «Arctic Fishing» (республика Литва).
Чуть позднее фирма была продана вышеупомянутому гражданину США Александру Силагину. С января 2014 года должность наемного директора «ArcticFishing» занимает некий гражданин Литвы Гедрюс Груздис. И так, поменяв названия, порт приписки и флаги, дальневосточные крабовики отправились в воды Баренцева моря в поисках деликатеса.
Кроме вышеупомянутого нарушения российского законодательства «новые владельцы» «Juros Vilkas» были привлечены к ответственности за нарушение трудового законодательства Литвы к различным штрафам, а именно за использование в качестве рабочей силы российских моряков, вместо моряков с паспортом Евросоюза.
Кстати, за набор команды на суда компании «Arctic Fishing» отвечает камчатская фирма «Оланкам», которую основала Анна Можайкина и некий сахалинец Олег Криушин.
Помимо нарушений российских и литовских законов владельцы компании вовсю ущемляли права нанятых ими рыбаков. Те, в свою очередь, подали уже не одну жалобу в различные инстанции по фактам нарушения трудовых договоров, невыплат зарплат и нелегального трудоустройства на суда.
Последней точкой в набивании кошельков Силагина, Козлова и Можайкиной за счет неконтролируемых уловов краба в Баренцевом море могло стать разрешение вопросов по регулированию промысла в зоне НЕАФК между Россией и Норвегией.
Действительно, прибрежные государства обременили себя правами и обязанностями по соответствующему Протоколу, где было прописано, что промысел краба-стригуна опилио как сидячего вида на континентальном шельфе Российской Федерации и Королевства Норвегии в Баренцевом море возможен только при условии определенно выраженного согласия прибрежных государств, то есть России и Норвегии.
На ежегодных Сессиях Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству стороны подтвердили свое намерение осуществлять сотрудничество в области научных исследований для объективной оценки запасов краба-стригуна опилио на шельфе каждого из государств и определения объемов допустимого изъятия. Определена форма осуществления суверенных прав сторон, ответственность за сохранение и рациональное управление запасом краба опилио на континентальном шельфе.
Таким образом, Россия и Норвегия разделили право управления ресурсами континентального шельфа открытой части Баренцева моря по линии, предусмотренной Договором о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море Северного Ледовитого океана от 15 сентября 2010 года.
И уже в июле 2016 года Береговая охрана Норвегии арестовывает не кого-нибудь, а именно «литовского» краболова «Juros Vilkas», за незаконную добычу краба-стригуна опилио на норвежском шельфе внутри района регулирования НЕАФК Баренцева моря. Как стало известно, за нарушение норвежских правил рыболовства капитану судна сулит штраф в размере 50 тысяч норвежских крон, а на компанию судовладельца должен был быть наложен штраф в 2,5 млн норвежских крон.
Однако в спор между законными российско-норвежскими интересами и мафиозно-крабовыми структурами встал, возможно, один из самых «гуманных» судов в мире –суд губернии Восточный Финмарк (Королевство Норвегия). Буквально в январе этого года судом было вынесено оправдательное решение по делу «Juros Vilkas».
Конечно, в рамках судебного разбирательства рассматривалась не позиция конкретной фирмы и конкретного капитана, а подход к управлению биологическими ресурсами в международных водах НЕАФК со стороны Евросоюза. Так, позиция представителей ЕС заключается в том, что добыча краба в международных водах должна регулироваться международными правилами в соответствии со Схемой принуждения НЕАФК (есть и такая), а не договоренностями прибрежных государств.
Итак, как выясняется, суд постановил, что добыча краба-стригуна опилио с использованием судна «Juros Vilkas» велась в соответствии с разрешением выданным комиссией НЕАФК, которая уже давным-давно заявила самоотвод по поводу хоть какого-либо введения правил на его промысел. Что касается действий национального запрета на промысел краба для иностранных судов на норвежском шельфе, так оно теперь не правомерно.
Что же теперь получается? Если Евросоюзу удалось отстоять свою позицию на территории Норвегии, то почему бы теперь не попробовать и в России.
Хочется верить, что норвежские власти одумаются, и суды второй и прочих инстанций смогут отстоять свои национальные интересы, которые в этом вопросе полностью совпадают с российскими. Ведь что получается: судну с российским флагом на российском шельфе краба ловить нельзя, а литовскому краболову в норвежских водах — зеленый свет.
Россияне традиционно жалуются на рост цен. На продукты, товары, бензин. Люди сравнивают стоимость товаров в мае 2022 года с ценами прошлых лет и...→
Обрушившийся мост на подъезде к Коле, по которому проходила единственная железнодорожная ветка до Мурманска, не только принес неудобства пассажирам...→
СеверПост изучил ценники на основные продовольственные товары в крупнейших магазинах Мурманска. Мы готовы рассказать, что подорожало, а что...→
По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, последние семь месяцев показали, что россияне стали существенно дольше жить. А что об этом думают в...→
Среднестатистический житель Мурманска - это продавщица Лена лет сорока. СеверПост предлагает взглянуть на типичного жителя глазами заполярной...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Сперва на 5,6руб. Потом на 5,6руб за м2. Потом на 5,6руб за м2 с каждого проживающего. И наши дорогие чинуши, кроме как создать себе очередную кормушку, ничего придумать не могут. Хотя идея создать...
Они чего там курят?...
"Эксперт" вообще вменяемый? А жить где? А кушать что? Одеваться не надо? ...
Успехов и удачи в деле осуществления и внедрения стратегии Развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности! Семь футов под...
Эти цифры только подтверждают, что НА СЕВЕРЕ НИЩИЕ ЗАРПЛАТЫ!!! Почти 70% жителей ПО НАЧИСЛЕНИЮ, а НЕ НА РУКИ, 100 тысяч не получают....
01 08 2024, 10:48
Четверо в лодке, не считая....
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
17 11 2024, 10:00
«Апатит»: Трижды орденоносный комбинат
07 11 2024, 16:50
«Апатит»: Комбинат больших достижений
14 10 2024, 11:30
Опыт из первых рук. Мурманск собрал профессионалов со всей страны
04 10 2024, 11:43
Коммунальный триллер с элементами детектива
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
09 10 2024, 14:48
Судоходство на мели?
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
17 11 2024, 12:00
Гонка, которой еще не было, а могло и не быть
23 10 2024, 13:39
О, спорт! Ты – кэш
18 10 2024, 15:53
Спорт начинается с детства
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
17 11 2024, 14:58
В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
14 11 2024, 15:12
Киловатты добра
12 11 2024, 16:31
Разворот на Восток
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37