«Семнадцатый год будет повеселей»
Мнения | 08 11 2016, 11:44 | СеверПостСеверПост продолжает серию интервью с членами правительства Мурманской области. Ольга Кузнецова, министр развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, с готовностью отозвалась побеседовать на тему туризма и перспектив развития предпринимательства в регионе.
- Ольга Александровна, Вы можете немного рассказать о себе? Я знаю, что Вы пришли с Кольской ГМК.
- Вообще я начинала работать в департаменте экономического развития Мурманской области в 2006 году. Я работала в отделе по развитию малого и среднего предпринимательства специалистом 1-ой категории, потом в отделе по туризму. Затем я перешла на работу в Кольскую ГМК и уже оттуда вернулась в правительство, сначала государственных закупок Мурманской области, потом в комитет промышленности, который сейчас стал министерством развития промышленности и предпринимательства.
- Я не могу Вас не спросить, какие были причины, почему Вы сменили работу в такой серьезной российской структуре как Норильский никель на труд чиновника?
- Мне всегда нравилась эта работа, и я умею делать те вещи, которые должен уметь делать чиновник, не превращая эту работу в бюрократическую. Мне нравится сама, так сказать, идеология этой работы, что можно что-то изменить, реально изменить в той ситуации и в той сфере, за которую ты отвечаешь.
- Сложно представить, что у нас такая огромная машина как региональное правительство работает без каких-то бюрократических проволочек. Как без этого?
- Нет конечно же есть они. От этого никуда не деться. Но я настраиваю свой коллектив, он у нас преимущественно молодой на то, чтобы подход был больше не формальный, а творческий ну и, чтобы человек, занимаясь каким-то вопросом, полностью в него погружался и вникал не только поверхностно, но и изнутри. Конечно, это не всегда получается, но наша задача работать именно так.
- Хорошо, давайте тогда, может быть, непосредственно к проектам перейдем. Вот сколько Вы говорите в кресле министра, 2 года уже?
- Ну, министерство у нас образовалось в 2014 году. Я была год в декрете. Вышла на работу я месяц назад. Ну, получается, да, можно сказать, и так. Но комитет промышленности и предпринимательства существует у нас с 2013 года.
- А что поменялось после того, как комитет в министерство преобразовался?
- Нам передали функции по развитию туризма, нам передали отдел по туризму. И нам передали управление по лицензированию, которое занимается лицензированием и контролем в сфере оборота алкогольной продукции.
- Ну, давайте, про алкоголь не будем. Лучше про туризм поговорим. На ваш взгляд, сейчас мы переживаем не лучшие времена в сфере развития туризма в связи с какими-то внешними политическими факторами? Что делать с теми проектами, которые задумывались до санкций, в частности реконструкция морского вокзала и дноуглубительные работы у пирса дальних линий? Получается что работали не то, что впустую, но результаты ожидали, наверняка, не те?
- Да, вот тут можно разделить на две части этот вопрос. Первое — это что касается внутреннего туризма, то есть того туризма, который направлен на удовлетворение спроса граждан России. То есть понятно, что стали ездить заграницу люди меньше в связи с финансовыми ограничениями и служебными ограничениями. И для тех регионов России, кто вовремя успел сориентироваться и имел уже готовую инфраструктуру к принятию российского потока, это сыграло в плюс.
Вот у нас, такой пример — это канатная дорога в Кировске. Мы к ее строительству приступили еще до всех этих событий, и ввели ее в эксплуатацию как раз в тот момент, когда произошел рост курса доллара.
Мы этот проект реализовали совместно с компанией «Апатит». Наше участие представляла «Корпорация развития», которую учредило наше министерство. И мы успели. Ну когда мы согласовывали наш вклад в основной капитал, были вопросы депутатов областной Думы, что давайте подумаем, отложим. Хорошо, что мы ничего не отложили, мы успели еще по старому курсу закупить оборудование для канатной дороги. Успели ввести все это в эксплуатацию и сейчас мы видим, какой эффект это приносит, насколько увеличилась пропускная способность. На 30% вырос поток туристов в Кировск именно в период зимних каникул и авиарейсы, которые аэропорт «Хибины» ставит из Кировска в Москву и Санкт-Петербург, ежедневные, по несколько штук. Они тоже полностью загружены в этот период.
Этот проект вокруг себя организовал туристический кластер «Хибины», как мы его называем. Туда входят и кафе, и рестораны, и сфера обслуживания, и гостиницы, и такие проекты, как «Снежная деревня», которая уже известна и у нас, и за пределами Мурманской области. И именно участие частного инвестора нам помогло привлечь средства федеральные, с федеральной целевой программы развития туризма.
Мы со следующего года получим 114,5 млн рублей на этот кластер «Хибины». Заявлялись мы на строительство дорожной развязки на въезде в Кировск, потому что многие ездят на своих автомобилях, ну это будет более удобно, комфортно и безопасно добираться до этих мест, которые интересуют наших туристов.
Что касается направления, которое связано с удовлетворением спроса иностранных туристов, как Вы привели пример - круизный туризм, то здесь количество судозаходов сократилось. В 2014 году их было 13, в этом году — 6, в следующем - еще пока неизвестно.
В основном, это были американские круизные компании и туристы-американцы. Но всё равно интерес сохраняется. И сейчас мы работаем с круизными компаниями, чтобы максимально загрузить те мощности, которые у нас ввели в этом году — это здание морского вокзала и пирс дальних линий.
У нас возникла другая проблема — это береговое обслуживание круизных туристических судов. Если судно тысячное заходит, с тысячей пассажиров, мы не можем их обслужить наземно. Вернее, мы можем, но с большим трудом, в плане, например, автобусов, потому что наши местные операторы организуют береговую программу и для того, чтобы всех туристов вывезти, нам приходилось и из Карелии пригонять автобусы.
- Почему так происходит, автобусов не хватает?
- Во-первых, у наших транспортных компаний, которые могут предоставить в аренду эти автобусы, высокая цена, а во-вторых — их автобусы не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются турфирмами. Вот эта проблема.
И второе, на что мы сейчас делаем упор — это разработка такой береговой программы, которая позволяла бы туристам здесь оставаться не на 4-5 часов, а хотя бы с одной ночевкой.
В этом году мы получили право паромным судам пребывать на 72 часа без виз и, получается, что многие круизные операторы не знают о том, что они могут, например, отсюда съездить и в Кировск, и в Ловозеро, и в ту же Териберку. Сейчас у нас компания «Оренбуржские авиалинии» прорабатывает вопрос об организации авиаперелетов из Мурманска на Соловки, для того, чтобы туристы могли и туда слетать. Речь идет о небольших 17-местных самолетах.
Мы работаем над тем, чтобы заместить эти дорогие поездки на Северный полюс более бюджетными поездками на Северные острова, на Землю Франца-Иосифа, на Шпицберген, чтобы организовать эти туры из Мурманска на небольших судах ледового класса.
Сейчас мы работаем над береговой программой для того, чтобы экономика тех затрат, которые федеральный бюджет понес при реконструкции объектов, оправдалась. Но такая ситуация не только у нас.
Например, в Сочи, вообще вложения были порядка 15 млрд рублей, у них вообще ноль судозаходов, поэтому внешнеполитическая ситуация сказалась даже на таких продвинутых направлениях, как Сочи. Но сейчас у нас в чем преимущество, в том что Север обретает всё большую популярность.
Сохраняется высокий спрос на туры к Северному полюсу, которые организует «Атомфлот» на атомных ледоколах. Понятно, что это сегмент суперпремиум. Там цена вопроса порядка 1,7 млн за один тур, но, когда рассматривался вопрос об их приостановке, был очень большой ажиотаж среди туристов, то есть спрос есть, и он будет.
Мы работаем над тем, чтобы заместить дорогие поездки на Северный полюс более бюджетными поездками на Северные острова, на Землю Франца-Иосифа, на Шпицберген, чтобы организовать эти туры из Мурманска на небольших судах ледового класса.
Сейчас мы ведем переговоры и поиск оператора, который возьмется за это, либо мы можем зафрахтовать такое судно, потому что спрос на это очень большой — мы изучали этот вопрос.
- Наверное, не дело государства, зарабатывать деньги. Дело государства, и в том числе региональных властей, создавать условия для того, чтобы бизнес работал. У нас на федеральном уровне есть такие люди, которые критикуют федеральное правительство за то, что у нас слишком много государственных организаций и структур с государственным капиталом. Сейчас вы получается немножко подменяете собою бизнес, или это вынужденная мера?
- Да, потому что у бизнеса не всегда есть деньги. Мы его подменяем на самом начальном этапе, как, например, с проектом канатной дороги в Кировске. Но как только мы его реализовали, мы сразу из него вышли, акции продали - управлением и развитием этого курорта сейчас занимается частная организация.
То, что касается круизного туризма, у нас в Мурманской области операторов, способных этот проект поднять, пока нет. Понятно, что «Корпорация развития Мурманской области» сможет стать соучредителем, может быть, какой-то новой структуры, которая будет заниматься организацией этих туров.
Наша задача сейчас организовать это и поставить на рельсы, потому, как показывает практика, у нас больше возможностей. Есть связь с консульствами, потому что все крупные круизные компании - это и норвежские, и британские компании. Мы работаем активно через норвежское консульство, через нашу российско-норвежскую торговую палату.
У нас есть информационный и административный ресурсы, которые позволяют эти вопросы наладить быстрее.
- Возвращаясь к Кировску. На днях стало известно о решении Минэкономразвития. Речь идет о включении города Кировск в список территорий опережающего развития. Вы сказали, что это большая победа. Могли бы Вы дальше развить свою мысль?
- Я уже говорила, что на территории Кировска у нас сформирован туристический кластер «Хибины», и мы плотно работаем с предпринимателями, которые там работают. Я говорю не только о сфере туризма, но и сфере обслуживания.
Но многим бизнесменам не хватает сил, например, на решения вопроса с землей, чтобы ускорить этих процедуры. Или каких-то преференций: налоговых, имущественных и т. д.
Этот режим на Дальнем востоке давно действует и себя оправдал. Он был очень необходим и нам, Кировску, потому что моногорода — это такая специфическая территория, где сильная взаимосвязь предпринимателей с градообразующим предприятием.
В Кировске градообразующее предприятие ведет очень ответственную социально направленную политику и мы совместно организовали Хибинский центр развития бизнеса, который субсидирует начинающих предпринимателей. То есть, если высвобождаются какие-то рабочие места на предприятии, то мы их подхватываем, помогаем писать бизнес-план, получать поддержку и сопровождаем в течение первых трех лет тех предпринимателей, которые занимаются именно теми видами деятельности, на которые есть спрос.
Этот режим поможет именно тем нашим инвесторам,которые хотят создавать новые объекты, делать это быстрее и дешевле. Сейчас, например, в банках получить кредит очень сложно, банки отказывают в кредитовании, и мы сейчас работаем над созданием регионального гарантийного Фонда для туристических компаний, которые работают сезонно.
Это такие, как Снежная деревня. Они пока зима работают, а летом не ведут никакой деятельности, и поэтому взять кредит под развитие в банке им невозможно, потому что банк смотрит на то, чтобы у них была платежеспособность и оперативная деятельность в течение года. Поэтому мы будем для них создавать новые меры, которые позволят им всё-таки более качественно и устойчиво планировать свою деятельность на перспективу и понимать, что они могут расширяться.
- Но, Вы все же ждете каких-то крупных инвесторов, наверное?
- В Кировске есть несколько проектов, которые требуют инвестиций. Это создание коттеджного городка для туристов по типу скандинавских. Предполагается, что там, кстати, может быть не один инвестор, а несколько. Управляющая компания какая-то, которой собственники этих коттеджей будут отдавать их в управление. Она будет заниматься уже именно продвижением этих коттеджей в составе единого комплекса, как это делают наши соседи — финны. Ну и другие проекты, которые касаются социально-культурного блока в Кировске. Они тоже требуют значительных затрат, но Кировск - это очень хороший пример, где нам удалось именно с участием градообразующего предприятия все вопросы решать оперативно.
- Сейчас есть какая-то статистика? Каков пик туристического сезона в Кировске, существует ли дефицит спальных мест, потому что я знаю, что это серьёзная проблема — жильё? Я сам катаюсь на лыжах и даже квартиру очень сложно более менее достойную найти, чтобы пару ночей переночевать. О гостиницах уже и речи быть не может — там либо дорогая гостиница, либо это клоповник какой-нибудь.
- С дорогими гостиницами проблем нет. В пик сезона не полностью загружены именно те гостиницы, у которых стоимость ночевки выше среднего. Не удовлетворяется спрос на недорогое жилье. Вот задача именно этого проекта, этого туристического кластера создать эти места для ночлега.
Есть несколько проектов по строительству хостелов, именно создание мест размещения для бюджетных туристов, для молодежи, потому что исследования показали, что наш кировский турист - это, в основном, молодежь и, конечно же, для них тот ценовой сегмент, который есть в гостиницах не соответствует их кошельку. У них, в принципе, нет такой потребности жить в гостиничных условиях и платить такую стоимость, которую предлагают большинство гостиниц. Поэтому создание бюджетного жилья и хостелов — эта наша задача.
- Про Китай и китайцев. Сейчас в Европе каждый второй турист - китаец и даже по зимней Финляндии, которая неинтересная, скучная и такая же серая, как у нас ночь, бродят одни китайские туристы. Там сейчас ребята с самыми большими, тугими кошельками и, их еще и больше всего в мире получается. Скажите, нам китайцы нужны?
- Собственно, они уже есть здесь. Мы продвигаем Мурманскую область, в том числе, и на китайских туристических выставках, да и нашу информационную продукцию переводим на китайский язык, но мы столкнулись с тем, что у нас нехватка китайских переводчиков для тех групп, которые приезжают.
Китайские туристы, в основном, у нас посещают Саамскую деревню под Ловозером, но им интересно всё. Во-первых, у нас есть программа с Ростуризмом и соглашение о том, что китайские туристы тоже могут пребывать в составе организованных туристических групп без визы в Российскую Федерацию.
Они ездят круглый год. Но с чем мы столкнулись? С тем, что они лишают наших турператоров части дохода по такой схеме: они направляют сюда пробную группу, например, просят организовать наших тур операторов полностью тур: билеты, гостиницу, посещение объектов, размещение и т. д., Затем приезжают, всё за это платят. А следующие группы ездят со всем своим.
Они просто за время первой поездки полностью сканируют все схемы и все контакты и дальше уже, как бы получается, что нашим операторам делать нечего. Китайцы сами нанимают гидов, даже не нанимают, они привозят своих китайских гидов. Но сейчас приняты изменения закона о туризме. Там есть такая норма, как обязательная сертификация экскурсоводов и гидов органом исполнительной власти региона. То есть они смогут пользоваться только теми гидами на территории Мурманской области, которые нами сертифицированы.
- Вы не только туризмом занимаетесь. В названии вашего министерства есть слова предпринимательство и промышленность. Давайте вот и поговорим, о промышленности?
- Есть региональная промышленная политика, она в первую очередь направлена на создание благоприятных условий для действия промышленных предприятий, например, она здесь взаимсвязана с инвестиционной политикой. Многие промышленные предприятия наши, которые являются градообразующими, давно уже реализуют программу по масштабной модернизации, потому что оборудование устаревает, технологии устаревают, ресурсы исчерпаемы, необходима более глубокая переработка.
- Вы имеете ввиду наши крупные предприятия?
- Да, крупные и наша задача, чтобы их программу модернизации поддержать. С этой целью мы ввели и приняли областной закон по налоговым льготам. Мы освобождаем от налогов стратегические проекты — это более 10 млрд и приоритетные инвестиционные проекты — это от 100 млн рублей. Мы предоставляем налоговые льготы — снижение налога на имущество в региональной части и налога на прибыль. То ест,ь для них это значительная экономия. Например, Ковдорский ГОК уже воспользовался такой возможностью - они два проекта по нашей программе уже провели и сейчас получают льготы.
Сейчас у нас реализуется новый проект компанией «Новатек», это Кольская верфь, которая строится на западном берегу Кольского залива — там планируется создание центра строительства морских сооружений. И на заседании правительства мы приняли постановление, которое позволяет инвестору получать земельный участок без торгов при условии соблюдения некоторых требований — это объём инвестиций от 2 до 20 млн рублей как минимум 10 рабочих мест, минимум налогов 500 тыс. рублей. То есть наша задача оперативно реагировать на потребности крупных предприятий.
Понятно, что они все вертикально интегрированы в холдинги, и вся политика у них строится на головном предприятии на федеральном уровне. Тем не менее, мы стараемся максимально реагировать на их потребности, а также помогаем решать некоторые вопросы, которые связаны с включением их в федеральную программу Минпромторга.
Ну и сейчас мы сориентированы на создание таких малых промышленных предприятий, как мини металлургический завод в Мончегорске. Сейчас идёт проработка проекта по освоению Сопчеозерского месторождения. Мы знаем, что у нас Кольская АЭС вырабатывает достаточные мощности электроэнергии для того, чтобы эти мощности освоить. Мы сейчас занимаемся программой именно на размещение малых промышленных производств.
- Но вообще, я так понимаю, что внешнеполитические факторы, санкции и обесценивание рубля наложили свой отпечаток. Многие проекты были свёрнуты. Ещё те, которые были заявлены три-четыре года назад. И тут какие бы преференции Вы не давали, люди просто-напросто не занимаются развитием, в силу чисто экономических причин?
- То, что касается уже действующих предприятий, здесь они работают на валютной выручке. Для них это пошло в плюс, и у нас налоги выросли, потому что свою продукцию продают за валюту. Что касается новых, то многие проекты, к сожалению, были отложены. Основная проблема - это отсутствие доступных кредитных ресурсов, потому что нет такого инвестора, чтобы новый проект полностью реализовать за свои собственные средства. В любом случае, присутствует заёмный капитал и, в большинстве случаев, заемные средства - это были средства иностранных банков, потому что они дешевле и их легче было получить.
Сейчас этой возможности нет. А то, что касается наших российских банков, даже такой государственный банка как «Внешэкономбанк», который вроде как реализует госполитику и должен поддерживать, наш проект по строительству мини металлургического завода не поддержал. Хотя у инвестора была существенная часть собственных средств. Сейчас мы с различных сторон пытаемся найти финансирование для этого проекта.
- Я хотел бы спросить о предпринимательстве. На днях мне позвонил знакомый, у него был большой отдел в Мурманск Молле - они съезжают. В минус поработали полгода и решили хватит. Ещё одна история буквально недельной давности. Люди закрыли свой магазин в Кандалакше — нет клиентов. В любом случае, сокращение денежной массы и рост цен привел к тому, что люди начали экономить на первоочередных каких-то вещах и, естественно, самыми пострадавшими в этом стали небольшие предприниматели, те, кто не могут конкурировать с какими-то крупными магазинами. Вот какова статистика? Мы дно прошли уже или ещё нет? Что говорят цифры?
- Что касается, например, позиции федеральной, там может быть более целостная картина, федеральное наше ведомство говорит, что мы уже отскочили от дна, но есть такое понятие еще определенной инерции, что доходит до регионов не всегда вовремя. И я согласна, что мы все видим, что многие торговые предприятия закрываются.
Это связано и с приходом более дешевого массмаркета, крупных сетевых мировых брендов, с которыми сложно конкурировать, потому что у них цена намного ниже, плюс еще снижением покупательской способности. Вот может еще некоторое время мы выезжали на том, что у кого-то там какие-то сбережения или ещё что-то.
Конечно, мы поддерживаем предпринимателей - оказываем поддержку в виде субсидий. Это предприятиям, которые создают стоимость. Их количество сокращается, но не значительно.
Я уже могу сказать, что за период опасений и страхов у предпринимателей перед расширением или перед открытием новых каких-то бизнесов, он прошёл. И вот у нас сейчас всё больше и больше проектов производственных, где предприниматели сами какие-то небольшие средства готовы вложить, приходят к нам за грантом или за субсидией и у них уже и расчеты более глубокие.
У нас в России 3 трлн рублей — это рынок нелегального предпринимательства, так называемых самозанятых людей. Это те, кто на дому работает, перевозчики таксисты, репетиторы и т. д. Наша задача вывести их в легальное поле, потому что им будет легче. Во-первых, мы ввели в области налоговые каникулы на 3 года для вновь зарегистрированных. И дальше на этапе их регистрации мы сопровождаем их различными видами поддержки, чтобы именно эти люд самозанятые, ремесленники, чтобы они работали легально, оформлялись. Это им будет легче. В дальнейшем они смогут на работу официально трудоустраиваться при расширении, например, сотрудников. То есть вот такая основная задача.
- Перспективы у нас какие-то есть? Как Вы полагаете, что нам ждать от 2017 года?
- Я думаю, что в 2017-м году у нас всё-таки такого провала как в эти два года не будет. Мы думаем, что будет всё-таки небольшой рост, потому что очень много вещей поменялось за этот год. Можем сказать, розовые очки у многих упали, в том числе, и у власти и мы понимаем, что те методы, которые раньше работали, они уже не работают и, что людям нужна уже реальная помощь здесь и сейчас. Ведь есть ещё и контролирующие органы, которые иногда злоупотребляют своими полномочиями, даже в отношении недавно открывшегося предпиятия.
Вот, например, в Мончегорске открылась кондитерская, и у них тут же прошла проверка. По ее итогам их закрыли на 90 дней. Это наши грантополучатели и мы их сопровождаем на всех этапах. Они, понятное дело, сразу звонят в Министерство. И нам приходится в оперативном режиме с Роспотребнадзором решать проблемы. То есть подходы меняются. В принципе ситуация обнадеживает, и я думаю, что 2017 год будет повеселей.
Представьте: 2039 год. Вы садитесь в аэротакси и отправляетесь к себе домой – в одну из квартир новой очереди «Кольских огней». По...→
Помощник президента Владимир Мединский во время визита в Мурманск взорвал медийную повестку. 11 лет образования являются «непозволительной...→
C 1 марта этого года вступили в силу требования закона, которые обязуют оленеводов маркировать своих оленей. Обновлённое законодательство затронет...→
В преддверии наступления Нового 2024 года СеверПост обратился к известным в Мурманской области людям с просьбой ответить какое событие уходящего 2023...→
Судя по всему, концепция «магазин у дома» в Мурманске сменилась на «бухло в каждый подъезд». Концентрация алкоточек в центре...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Сперва на 5,6руб. Потом на 5,6руб за м2. Потом на 5,6руб за м2 с каждого проживающего. И наши дорогие чинуши, кроме как создать себе очередную кормушку, ничего придумать не могут. Хотя идея создать...
Они чего там курят?...
"Эксперт" вообще вменяемый? А жить где? А кушать что? Одеваться не надо? ...
Успехов и удачи в деле осуществления и внедрения стратегии Развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности! Семь футов под...
Эти цифры только подтверждают, что НА СЕВЕРЕ НИЩИЕ ЗАРПЛАТЫ!!! Почти 70% жителей ПО НАЧИСЛЕНИЮ, а НЕ НА РУКИ, 100 тысяч не получают....
01 08 2024, 10:48
Четверо в лодке, не считая....
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
17 11 2024, 10:00
«Апатит»: Трижды орденоносный комбинат
07 11 2024, 16:50
«Апатит»: Комбинат больших достижений
14 10 2024, 11:30
Опыт из первых рук. Мурманск собрал профессионалов со всей страны
04 10 2024, 11:43
Коммунальный триллер с элементами детектива
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
09 10 2024, 14:48
Судоходство на мели?
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
17 11 2024, 12:00
Гонка, которой еще не было, а могло и не быть
23 10 2024, 13:39
О, спорт! Ты – кэш
18 10 2024, 15:53
Спорт начинается с детства
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
17 11 2024, 14:58
В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
14 11 2024, 15:12
Киловатты добра
12 11 2024, 16:31
Разворот на Восток
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37
ахаха отличный показатель успешной работы туристического кластера в Мурманской области!) "В 2014 году их было 13, в этом году — 6, в следующем - еще пока неизвестно." что то подсказывает что туризм вместо развития в области загибается. спасают положение только россияне из прочих регионов. но что то подсказывает - этот ресурс тоже не бесконечен :)