Судоходство на мели?
Происшествия | 09 10 2024, 14:48 | СеверПостСлучай посадки на мель гидротехнического судна Nordic Giant в Териберке, о котором стало известно в минувшие дни, заставил вспомнить схожие происшествия последних лет, произошедшие в Северо-Западном регионе.
Помимо этого случая, за последние четыре года в Северном бассейне мы насчитали ещё как минимум четыре аналогичных. И это только те инциденты, новости о которых попали в СМИ. Речь идёт о судах «Михаил Сомов», «Александр Гусев», «Капитан Воронин», «Кокшайск». В чём причина таких происшествий, разбирался СеверПост.
Дело в механизмах?
Происшествие с Nordic Giant в Заполярье эксперты в области логистики назвали, ни много ни мало, вызовом для планов по развитию арктической инфраструктуры России. Судно, построенное в 1999 году и модифицированное в 2002 году, считается уникальным активом, способным выполнять сложные дноуглубительные работы и обеспечивать подводное строительство — ключевые процессы для арктических проектов.
Неужели этого и других подобных происшествий нельзя было избежать? По мнению источника СеверПост, близкого к руководству портовыми структурами в Мурманске, в числе основных причин посадки судов на мель входят ошибки судоводителей, а также учёт неверной картографической информации.
Но всё же, чаще всего сказывается человеческий фактор. Чтобы его хоть как-то нивелировать, и создаются различные нормативные документы.
Впрочем, по словам доцента кафедры судовых энергетических установок Мурманского арктического университета, кандидата технических наук Людмилы Баевой, на Дальнем Востоке таких случаев больше, нежели в акватории Северного бассейна.
«Наша статистика говорит о преобладании случаев отказа пуска двигателей внутреннего сгорания. Перепад температур, особенно в зимнее время, сказывается, - комментирует она. - Не все случаи попадают в СМИ. - Такое происходит из-за погодных условий. Имеют место нарушения навигационных норм. В Кольском заливе есть течение. Предположим, случился отлив. Штормовая погода - если ли судно на якоре – его могло сорвать».
По мнению Баевой, основная причина таких происшествий - некорректная работа механизмов на судне.
«К примеру, на мель пошли, потому что отказал двигатель. Куда ещё судну двигаться. Хорошо ещё, если обошлось без повреждений корпусной конструкции, тогда ещё судно можно спасти», - привела пример она.
«Стаскивали тремя буксирами»
Судно может сесть на мель даже у причала, но это большая редкость.
По словам генерального директора Мурманского морского рыбного порта Андрея Бородина, за его 25-летнюю практику такое было лишь дважды.
«Чтобы предотвратить ситуацию, нужно делать своевременнее промеры глубин контролировать движение судов в соответствии с фактическими глубинами», - указал он.
Мурманский капитан одного из судов Сергей Нирка рассказал, что некоторые корабли, оказавшиеся на мели, не могут вызволить оттуда многие годы.
«Вот у нас судно восточнее Кильдина лет 10 назад где-то выкинуло на берег, до сих пор стоит, распиливают», - вспомнил он.
По его словам, такое может произойти если неправильно выбрать маршрут, например, где малая глубина. Может отказать двигатель, или рулевое управление.
«Разные факторы могут влиять, - продолжает он. - В том году зимой на заливе судно ветром сильным сорвало с якоря, они на грунт сели, стаскивали тремя буксирами».
Собеседник рассказал, масштаб последствий происшествия может зависеть от типа судна, а также от его загрузки.
«Если танкер большой, то может и нефть вытечь», - отмечает он.
Водка – на столе. Корабль – на скале
Заместитель директора по безопасности мореплавания из Мурманска Владимир Чуркин в разговоре с СеверПост поделился, что по его опыту суда чаще всего попадают на мель из-за человеческого фактора.
Говоря об этом, моряк поделился случаем из капитанского прошлого.
«Стоит наше судно в порту Норвегии. Выгрузили рыбопродукцию, решили отдохнуть. Поле этого снимаемся и отходим от берега в район Норвежского моря. Вышли и начали следовать в район промысла. Я оставил на вахте старшего помощника капитана, а сам пошел отдыхать».
Не прошло и нескольких минут, как сон капитана прервался.
«Мне сообщили, что мы сидим на скалах. Я - бегом на мостик, там стоит человек, а перед ним - бутылка водки. Пришлось экипажу с этих скал плыть до берега. Норвежцы снимали их вертолётом. Была целая спасательная операция! Люди - все в исподнем, набросили на себя лишь спасательные костюмы. Хорошо ещё, что всё так счастливо закончилось», - рассказал он.
Владимир Чуркин говорит, что порой печальным итогом таких историй становятся человеческие жертвы.
«Понимаете, человеческий фактор сильно влияет на аварийность на флоте. Я сейчас говорю не только о посадке на мель. Моряки перестали уважать свою профессию: судоводители, капитаны, механики. Об этом можно судить даже по отношению к форменной одежде. Раньше не было такого, чтобы под китель надевали красные кроссовки. То ли это клоун, то ли человек, который должен командовать людьми, - считает он. - Отношение к работе – это ведь внутренняя готовность взять на себя ответственность перед людьми. Сейчас к этому вопросу относятся несерьёзно».
По мнению бывшего капитана, халатное отношение к работе некоторых коллег стало прямым следствием дефицита кадров.
«Из-за дефицита кадров на флот берут, зная, что человек, например, может напиться и совершить что-то плохое, - продолжает он. - Людей стали принимать с зависимостями. Даже если он закодирован, психика уже нарушена. Когда пьяный человек управляет судном, производством – это нонсенс! Иностранцы к этому вопросу относятся иначе. У нас, конечно, тоже выдают справки о профпригодности, но как!»
«Не может быть!»
В разговоре с СеверПост эксперты из области логистики допустили, что посадка судов на мель может быть намеренной. Например, чтобы судовладельцы получали страховые выплаты. Однако Людмила Баева опровергла эту теорию.
«Такого не может быть! - однозначно заявила она. - Там столько всяких ограничений, столько условий. Страховщики сегодня стараются зафиксировать каждый шаг. И если обнаружится, что произошла такая ситуация, но она не указана в страховке, все траты лягут на плечи судовладельца».
Главное, чтобы и члены экипажа осознавали ответственность за свои действия или бездействие. И вот с этим, по мнению представителей отрасли, есть проблемы.
«Когда я учился в мореходке, нам объясняли: «Ребята, знайте: за вашей спиной люди. И любое ваше решение может оказаться для них роковым. Вы несёте уголовную ответственность за свои поступки», - цитирует учителей Владимир Чуркин. - Нам это буквально вбивали в головы. Сейчас, по-моему, моряки этого просто не понимают».
Представители силовых ведомств, спасатели, сотрудники таможенной службы и госкорпорации, экоактивисты и даже робот. Всё смешалось в мурманском порту,...→
В Апатитах неадекватный северянин бросился с ножом на губернатора Андрея Чибиса. На это покушение отреагировали самые разные люди – от простых...→
Вот уже больше трёх месяцев Ирина Миронова из Подмосковья пытается выяснить обстоятельства гибели своего брата – героя спецоперации, ветерана...→
В Мурманской области завершено расследование нашумевшего уголовного дела в отношении мужчины, в сентябре в пьяном состоянии сбившего в Териберке...→
Металлические переборки, которые можно продырявить пальцем. Сквозящие водонепроницаемые двери наружного контура корпуса. Неработающее подъемное...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
"Запретить! Не пущать!" Самый простой и самый неэффективный способ. ...
Может соляно-соляной смеси? Кто-нибудь вообще песок на дороге видел? Не в гомеопатических дозах....
Если орешник и был для америкосов тёмной лошадкой, то после таких испытаний, они уже получили по нему полную картину. Насколько это хорошо или плохо, пусть каждый придумает...
1. Подскажите, где можно купить лосося по цене 13,5руб за кг? 2. За сети нужно вообще раскалённую кочергу в известное место...
Так у него папа мафиози. А кровь не водица. ...
27 11 2024, 18:16
Реформа бюджетных учреждений: Что год грядущий нам готовит
01 08 2024, 10:48
Четверо в лодке, не считая....
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
28 11 2024, 13:08
Профессиональное образование: Растим кадры вместе с предприятием
17 11 2024, 10:00
«Апатит»: Трижды орденоносный комбинат
07 11 2024, 16:50
«Апатит»: Комбинат больших достижений
04 10 2024, 11:43
Коммунальный триллер с элементами детектива
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
09 10 2024, 14:48
Судоходство на мели?
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
24 11 2024, 21:18
Снежные старты. Кировск встретил соревнования «Хибинская гонка»
17 11 2024, 12:00
Гонка, которой еще не было, а могло и не быть
23 10 2024, 13:39
О, спорт! Ты – кэш
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
29 11 2024, 10:59
«Мэ» и «Жо»
17 11 2024, 14:58
В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
14 11 2024, 15:12
Киловатты добра
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37