Экипаж аэростата «ФосАгро»: С нами был Николай Чудотворец
Общество | 28 03 2023, 14:04 | СеверПост
Вечером 27 марта специальный борт из посёлка Хатанга Красноярского края доставил участников рекордной трансконтинентальной экспедиции на аэростате «ФосАгро» Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло в Москву. Завершился беспримерный перелёт в суровых условиях Арктики. Поставлен новый рекорд. О том, как всё было – со слов самих героев.
Воплощение детской мечты
В столице участников перелёта, принёсшего России мировой рекорд по дальности переплёта на тепловом воздушном шаре, встретили воспитанники движения «ДРОЗД» - «Детям России - образование, здоровье и духовность».
Движение было основано в 2003 году по инициативе вице-президента Российского Союза химиков, мастера спорта международного класса по дзюдо, заслуженного тренера России Андрея Гурьева.
Именно этим ребятам и 20-летию объединившего их движения Фёдор Конюхов и Иван Меняйло и посвятили свой полёт.
Прямо в аэропорту Фёдор Конюхов признался, что идею этого перелёта подсказал ему парнишка из движения «ДРОЗД».
«Во время одной из моих встреч с ребятами, Гриша, парнишка из движения «ДРОЗД», сказал: «Вы рассказывали, что рекорд не побит 26 лет. Надо побить его». Он патриот, и вы все из движения «ДРОЗД» - патриоты России, и в образе одного мальчика Гриши всё состоялось», - общался с ребятами путешественник.
Он был приятно удивлён, услышав, что ДРОЗДят по всей стране – 50 тысяч – и многие из этих ребят внимательно следили за экспедицией.
А она, между тем, была связана с огромными трудностями, преодолеть которые помогло мастерство Ивана Меняйло и страх подвести ребят из «ДРОЗДа».
«Нам было очень тяжело, - признался Конюхов в беседе с журналистами. - Вот Иван Григорьевич - самый лучший пилот, он так вёл аэростат! Холодно было, он ведёт, точно на аэродром посадил в Хатанге. Я удивился, я бы так не смог. Он молодой, но очень талантливый пилот. Но пока летели - было очень тяжело, но мы думали, что если не поставим рекорд - как же будем детям смотреть в глаза? Скажут: «Не смогли, подвели». Нам нельзя было отступать», - признался Конюхов.
Только рекорды
Напомним, в ходе трансконтинентального перелёта воздушный шар «ФосАгро» под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло преодолел расстояние в 2540 км, что на 174 км больше предыдущего мирового рекорда 1994 года, который принадлежал японскому пилоту Мичио Канда.
Таким образом, теперь оба мировых рекорда – по дальности и длительности беспосадочного перелёта на тепловом воздушном шаре - принадлежат России.
Стартовав 24 марта в пять утра в Кировске Мурманской области, аэростат на высоте от 3 до 6 км пролетел над Мурманской и Архангельской областями, Ненецким и Ямало-Ненецким автономными округами, а также Красноярским краем.
Воздушный шар приземлился 26 марта в 03.24 на аэродроме в Хатанге.
Этот полёт стал первым, в ходе которого аэронавты на воздушной шаре с открытой корзиной прошли над акваторией двух морей Северного Ледовитого океана – Баренцева и Карского.
Кроме того, это самый продолжительный полёт на тепловом аэростате за Полярным кругом. Весь маршрут аэростата проходил между 67 и 72 градусами северной широты.
Иван Меняйло: Нет ничего недостижимого
Президент федерации воздухоплавания России, один из лучших пилотов России Иван Меняйло рассказал ДРОЗДятам о том, как для него всё начиналось: «Когда я в 2004 году начал заниматься воздухоплаванием, мне было 18 лет. Тогда мы смотрели, какие мировые рекорды установлены до нас, а российские достижения были совсем скромные. Уже тогда я думал о том, как их можно повторить».
Он признался, что было обидно за отечественный воздухоплавательный спорт: «Такие герои неба, а мы, россияне, отставали».
Иван рассказал, что с опытом воздухоплавания стал понимать, что нет ничего недостижимого, если уважительно относиться к своей профессии, готовиться каждый день, пытаться сделать что-то новое, получать новые знания и умения, расти.
«И в итоге, за эти почти двадцать лет, сколько я занимаюсь воздухоплаванием, удалось и сборную России сделать чемпионом мира по воздухоплавательному спорту, поставить новые рекорды и сегодняшний тоже. Для меня это показатель того, что если человек профессионал в своем деле, в своей профессии, то он может покорить любые вершины и тогда всё будет».
Фёдор Конюхов: Японец смотрит на нас сверху и радуется
Фёдор Конюхов во всём согласен со своим напарником по рекордам: «Иван Григорьевич всё правильно сказал. И я готовился, Иван Григорьевич меня готовил, он мой учитель, уже десять лет как он меня учит, и я с ним летаю. Мичио Канда, японский воздухоплаватель, поставил побитый нами рекорд. Сделать это было очень сложно - большие расстояния, сильный мороз. Но мы задумались: мы Россия великая, люди красивые, талантливые, а почему бы не замахнуться?».
Конюхов признался, что японский воздухоплаватель, погибший в 2006 году, был его другом.
«Хороший пилот, но мы то бОльшая страна, правильно? Я думаю, что сейчас он там радуется, что мы его любим, вспоминаем, но и этот рекорд наконец-то преодолели. За 26 лет было много попыток, а удалось нам», – говорит путешественник.
«Всю ночь с нами летело северное сияние»
«Получилось, что это первый раз, когда тепловой аэростат летел над Баренцевым морем. Специфика такого полета в том, что хочется на землю вернуться, а не оставаться над океаном. Когда летишь на шарике над землей, всегда знаешь, что можно приземлиться, а когда над холодным океаном, то тут уже если что-то пойдёт не так, ничего не получится», - рассказал Иван Меняйло.
Он признался, что не бывает полёта без каких-то больших или меньших трудностей или неисправностей: «И у нас они тоже, конечно, были над океаном. Ну, мы немножко поволновались. Теперь меньше волнуемся».
Фёдор Конюхов добавил, что в арктических широтах на высоте меньше кислорода: «Кислорода меньше, и, соответственно, горелки плохо горели, а мы были очень перегружены. Держаться было тяжело. Море под нами, горелки гасли…».
«Зато всю ночь с нами летело северное сияние», - вставил Меняйло.
Но работы у воздухоплавателей было так много, что им было некогда любоваться дивным явлением природы.
«За одни сутки мы сожгли 60 баллонов с газом. И когда пошли вторые сутки, у нас их осталось так мало, что я понял: мы не дотянем до рекорда. Буквально не дотянем. А Ваня взял бразды в свои руки и пошёл. Были те сложности, которые мы не предусматривали. Мы шли на большой высоте, кислород заканчивался, и по плану мы должны были снижаться, но впереди - плато Путорана, а значит, надо, наоборот, подняться ещё выше, а у нас кислорода нету. Вот потому последняя ночь была очень сложной. Мороз к тому же сильный», - вновь переживает пройденное Фёдор Конюхов.
Путешественники признались, что порой им приходилось забираться на высоту свыше шести километров.
Николай Чудотворец и ФосАгро
«Конечно, мы летели не вдвоём, а втроём. С нами был ещё дедушка Николай Чудотворец. Он сильно помогал нам. Мы тогда думали, что у нас два таких, как говорится помощника: ФосАгро, который нам помог всё это осуществить, и дедушка Николай, который помог нам находиться в воздухе. Ну и, детки, ваша любовь к нам и ваша забота, и то, что вы не спали, это очень грело нас», - говорит Фёдор Конюхов.
Он ещё раз подчеркнул, что сдаться им не позволяло обещание, данное ДРОЗДятам: «Если бы мы не давали обещания детям, мы бы могли приземлиться. Но потом мы с Ваней решили, что деток нельзя подводить».
«Фёдор Филиппович обычно иконку за пазухой носит, а тут смотрю ночью: на углу корзины появляется иконка, значит всё точно хорошо будет», - вступает в беседу Иван Меняйло.
«Сложность была в том, что гасли горелки, кислорода нет на высоте, и все четыре горелки бах! - и гаснут. Ночь, там внизу Баренцево море и тишина. Я купил себе зажигалку, которая на ветру не гаснет, самая дорогая, бах! - и она не горит, - вновь переживает опасные моменты Фёдор Конюхов. - И у меня были спички, мы их зажгли и начали перед иконкой дедушку просить. И горелки как будто начали лучше работать, меньше тухли, то одна, то вторая, то третья, а потом все подработались. Это всё ему спасибо», - заключил Конюхов.
Шар «ФосАгро» испытания выдержал
Иван Меняйло высоко оценил лётные качества аэростата «ФосАгро»: «Мы в известной степени пилоты-испытатели. На себе испытываем в рекордных полётах что-то новое, экспериментируем. Шар был российским, и я надеюсь, что российское производство нам и впредь будет делать рекордные аэростаты».
«По шару никаких проблем, шар вёл себя хорошо», - подтвердил Фёдор Конюхов.
Аэростат выдержал и недостаток кислорода, и запредельные высоты, и обледенение, и турбулентность над плато Путорана, и ночной полёт в условиях плохой видимости.
Ювелирная посадка
Воздухоплаватели признались, что с самого начала полёт пошёл не по первоначальному плану: «У нас расчёт был идти на Енисей к югу от Туруханска. Потом получилось, что в самом начале полёта мы обошли Хибины с севера, там был более левый поток ветра. Над морем мы тоже не планировали так долго лететь, планировали быстрее к земле вернуться. В итоге весь полёт прошёл севернее».
В итоге пилотам нужно было решать: либо после плато Путорана лететь в Якутию, либо в район Хатанги. «На самом деле, ветер сам повернул на Хатангу. Ну, а на подлёте к городу – там уже было дело техники», - заявил Иван Меняйло.
Его мастерство позволило приземлиться прямо на взлётно-посадочной полосе местного аэродрома, а не в глухой тайге.
«Я настроен был, что сядем в тундре, тайге, начнём костры жечь, ждать, пока прилетят спасатели, вертолётчики, - мы же ночью приземлились. А Ваня идёт на аэродром и точно садится на полосу. Я удивился мастерству Ивана. Я скажу вам так: я много видел хороших пилотов, но таких, как Иван Григорьевич - нет. Это лучший пилот в мире!», - восхищён Фёдор Конюхов.
«Если есть возможность приземлиться в адекватную точку, то нужно постараться в неё и приземлиться. На полосу зашли, и нас встретили не экстренные службы, а добродушные работники аэропорта Хатанги. И мы вместе с ними тут же собирали аэростат в сумочку, упаковывали и на склад перевозили», - добавляет Иван Меняйло.
Так что, после полёта воздухоплавателям пришлось ещё немало поработать физически. Оболочка набирает в себя снег, происходит внутреннее обледенение, и если на старте оболочка весит 300 кг, то на финише - уже 400.
К Арктике надо относиться с уважением
Первые русские люди, которые увидели русскую Арктику из корзины воздушного шара оценили её суровый характер.
«Там было очень холодно. Я такого мороза не испытывал даже на Северном полюсе. Я пальцы не чувствую. Очень сильный мороз. Арктика есть Арктика. Зато люди там хорошие», - говорит Фёдор Конюхов.
А Иван Меняйло резюмирует: «Характер у неё суровый. Но если к ней с уважением относиться, то всё возвращается».

Мурманская область готовится в эти выходные отметить юбилей. Региону уже 85, и это отличный повод для северян собраться в областном центре. Встречу...→

У вашего работодателя зарплатный проект с другим банком? Вы всё равно можете пользоваться выгодными условиями, доступными зарплатным клиентам Сбера....→

Май в Заполярье начался с тепла. И даже небольшие холода в середине месяца картины не испортили. В Заполярье теплее, чем на побережье Чёрного моря....→

Стартует время летних отпусков. Как правило, северяне стараются вывезти своих чад туда, где потеплее - в среднюю полосу или даже на море. Однако...→

В 2020 году была принята Программа социально-экономического развития Печенгского округа. В прошедшие с тех пор три года вместились и пандемия, и...→

ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Вместе с ремонтом надо видеокамеры ставить. Только так от гопников-алкашей и никотиновых наркоманов подъезды спасти...
Наоткрывали ночных притонов, теперь получайте! В алкопритоне Долина Сканди, о котором уже семь лет пишут в СМИ, что там запрещено пить спиртное, каждые выходные массовые пьянки! Теперь дело в...
хорошая идея, так как сейчас многие пользуются сбером и получают привилегии ,поэтому можно просто часть зп...
....торговый центр, это прям необходимость, ну как без него, их так мало в Мурманске и области, их нужно строить у каждого жилого дома, где ж жителям Мурманска тратить свои очень высокие зарплаты и...
И где Кирилл и Чибис планируют кафедральный собор строить? Думаю, что этот вопрос нужно вынести на городской референдум. Народ должен решить вопрос места под собор и денег на его...
02 05 2023, 15:57
Областная Дума: Секреты и ответы
10 04 2023, 17:16
Последний оплот «городских» сдан
21 02 2023, 15:59
Послание Путина. Главное
05 06 2023, 13:18
Маркетинг для крабового бизнеса
26 05 2023, 14:08
«МОЭСК» сменил собственника
20 04 2023, 11:37
Над моногородами Заполярья нависла угроза
02 06 2023, 14:20
Ребрендинг помоек
25 05 2023, 14:41
На видео не крысы! У помойки бегают «домашние хомячки»!
12 05 2023, 12:14
Селекционный отстрел на ниве ЖКХ?
21 04 2023, 10:06
Герои Заполярья — Герои России
11 11 2022, 17:45
Что положено мобилизованным северянам
21 10 2022, 09:30
Снайперская винтовка для фронта
31 05 2023, 17:19
Где погорели, там и обедайте!
22 02 2023, 18:45
Пожарные застряли, «скорая» не доехала, но никто не виноват
24 01 2023, 15:48
Стёпа Мурманский хочет по миллиону с двух десятков СМИ
17 04 2023, 13:39
«Кто не пробежал 70 километров, тот не мужик»
10 04 2023, 17:03
Старты мирового уровня
03 04 2023, 12:15
Защита, атака и хорошее настроение
18 05 2023, 11:56
О бедном диджее замолвите слово
03 01 2023, 13:19
Сказки Баренцева моря
19 11 2022, 17:35
«Арктическая сцена»: новые надежды и возможности
14 02 2023, 16:24
Прогулка по Мурманску в алкоугаре?
29 11 2022, 15:30
Председатель Мурманского арбитража: По закону и по совести
04 02 2022, 15:31
Ректор МГТУ: Человек с высшим образованием должен быть готов менять мир
27 05 2023, 10:00
Мурманск накрывает стол
24 05 2023, 12:31
Как пользоваться привилегиями Сбера даже тем, кто пока не готов сменить зарплатный банк
23 05 2023, 15:20
Зашкалило
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
17 11 2022, 16:38
Дороги Заполярья: Печальный «урожай»
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
29 05 2023, 13:41
Шпицберген – это Марс
16 02 2023, 14:52
Цены российского юга
18 01 2023, 12:12