Экипаж аэростата «ФосАгро»: С нами был Николай Чудотворец
Общество | 28 03 2023, 14:04 | СеверПостВечером 27 марта специальный борт из посёлка Хатанга Красноярского края доставил участников рекордной трансконтинентальной экспедиции на аэростате «ФосАгро» Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло в Москву. Завершился беспримерный перелёт в суровых условиях Арктики. Поставлен новый рекорд. О том, как всё было – со слов самих героев.
Воплощение детской мечты
В столице участников перелёта, принёсшего России мировой рекорд по дальности переплёта на тепловом воздушном шаре, встретили воспитанники движения «ДРОЗД» - «Детям России - образование, здоровье и духовность».
Движение было основано в 2003 году по инициативе вице-президента Российского Союза химиков, мастера спорта международного класса по дзюдо, заслуженного тренера России Андрея Гурьева.
Именно этим ребятам и 20-летию объединившего их движения Фёдор Конюхов и Иван Меняйло и посвятили свой полёт.
Прямо в аэропорту Фёдор Конюхов признался, что идею этого перелёта подсказал ему парнишка из движения «ДРОЗД».
«Во время одной из моих встреч с ребятами, Гриша, парнишка из движения «ДРОЗД», сказал: «Вы рассказывали, что рекорд не побит 26 лет. Надо побить его». Он патриот, и вы все из движения «ДРОЗД» - патриоты России, и в образе одного мальчика Гриши всё состоялось», - общался с ребятами путешественник.
Он был приятно удивлён, услышав, что ДРОЗДят по всей стране – 50 тысяч – и многие из этих ребят внимательно следили за экспедицией.
А она, между тем, была связана с огромными трудностями, преодолеть которые помогло мастерство Ивана Меняйло и страх подвести ребят из «ДРОЗДа».
«Нам было очень тяжело, - признался Конюхов в беседе с журналистами. - Вот Иван Григорьевич - самый лучший пилот, он так вёл аэростат! Холодно было, он ведёт, точно на аэродром посадил в Хатанге. Я удивился, я бы так не смог. Он молодой, но очень талантливый пилот. Но пока летели - было очень тяжело, но мы думали, что если не поставим рекорд - как же будем детям смотреть в глаза? Скажут: «Не смогли, подвели». Нам нельзя было отступать», - признался Конюхов.
Только рекорды
Напомним, в ходе трансконтинентального перелёта воздушный шар «ФосАгро» под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло преодолел расстояние в 2540 км, что на 174 км больше предыдущего мирового рекорда 1994 года, который принадлежал японскому пилоту Мичио Канда.
Таким образом, теперь оба мировых рекорда – по дальности и длительности беспосадочного перелёта на тепловом воздушном шаре - принадлежат России.
Стартовав 24 марта в пять утра в Кировске Мурманской области, аэростат на высоте от 3 до 6 км пролетел над Мурманской и Архангельской областями, Ненецким и Ямало-Ненецким автономными округами, а также Красноярским краем.
Воздушный шар приземлился 26 марта в 03.24 на аэродроме в Хатанге.
Этот полёт стал первым, в ходе которого аэронавты на воздушной шаре с открытой корзиной прошли над акваторией двух морей Северного Ледовитого океана – Баренцева и Карского.
Кроме того, это самый продолжительный полёт на тепловом аэростате за Полярным кругом. Весь маршрут аэростата проходил между 67 и 72 градусами северной широты.
Иван Меняйло: Нет ничего недостижимого
Президент федерации воздухоплавания России, один из лучших пилотов России Иван Меняйло рассказал ДРОЗДятам о том, как для него всё начиналось: «Когда я в 2004 году начал заниматься воздухоплаванием, мне было 18 лет. Тогда мы смотрели, какие мировые рекорды установлены до нас, а российские достижения были совсем скромные. Уже тогда я думал о том, как их можно повторить».
Он признался, что было обидно за отечественный воздухоплавательный спорт: «Такие герои неба, а мы, россияне, отставали».
Иван рассказал, что с опытом воздухоплавания стал понимать, что нет ничего недостижимого, если уважительно относиться к своей профессии, готовиться каждый день, пытаться сделать что-то новое, получать новые знания и умения, расти.
«И в итоге, за эти почти двадцать лет, сколько я занимаюсь воздухоплаванием, удалось и сборную России сделать чемпионом мира по воздухоплавательному спорту, поставить новые рекорды и сегодняшний тоже. Для меня это показатель того, что если человек профессионал в своем деле, в своей профессии, то он может покорить любые вершины и тогда всё будет».
Фёдор Конюхов: Японец смотрит на нас сверху и радуется
Фёдор Конюхов во всём согласен со своим напарником по рекордам: «Иван Григорьевич всё правильно сказал. И я готовился, Иван Григорьевич меня готовил, он мой учитель, уже десять лет как он меня учит, и я с ним летаю. Мичио Канда, японский воздухоплаватель, поставил побитый нами рекорд. Сделать это было очень сложно - большие расстояния, сильный мороз. Но мы задумались: мы Россия великая, люди красивые, талантливые, а почему бы не замахнуться?».
Конюхов признался, что японский воздухоплаватель, погибший в 2006 году, был его другом.
«Хороший пилот, но мы то бОльшая страна, правильно? Я думаю, что сейчас он там радуется, что мы его любим, вспоминаем, но и этот рекорд наконец-то преодолели. За 26 лет было много попыток, а удалось нам», – говорит путешественник.
«Всю ночь с нами летело северное сияние»
«Получилось, что это первый раз, когда тепловой аэростат летел над Баренцевым морем. Специфика такого полета в том, что хочется на землю вернуться, а не оставаться над океаном. Когда летишь на шарике над землей, всегда знаешь, что можно приземлиться, а когда над холодным океаном, то тут уже если что-то пойдёт не так, ничего не получится», - рассказал Иван Меняйло.
Он признался, что не бывает полёта без каких-то больших или меньших трудностей или неисправностей: «И у нас они тоже, конечно, были над океаном. Ну, мы немножко поволновались. Теперь меньше волнуемся».
Фёдор Конюхов добавил, что в арктических широтах на высоте меньше кислорода: «Кислорода меньше, и, соответственно, горелки плохо горели, а мы были очень перегружены. Держаться было тяжело. Море под нами, горелки гасли…».
«Зато всю ночь с нами летело северное сияние», - вставил Меняйло.
Но работы у воздухоплавателей было так много, что им было некогда любоваться дивным явлением природы.
«За одни сутки мы сожгли 60 баллонов с газом. И когда пошли вторые сутки, у нас их осталось так мало, что я понял: мы не дотянем до рекорда. Буквально не дотянем. А Ваня взял бразды в свои руки и пошёл. Были те сложности, которые мы не предусматривали. Мы шли на большой высоте, кислород заканчивался, и по плану мы должны были снижаться, но впереди - плато Путорана, а значит, надо, наоборот, подняться ещё выше, а у нас кислорода нету. Вот потому последняя ночь была очень сложной. Мороз к тому же сильный», - вновь переживает пройденное Фёдор Конюхов.
Путешественники признались, что порой им приходилось забираться на высоту свыше шести километров.
Николай Чудотворец и ФосАгро
«Конечно, мы летели не вдвоём, а втроём. С нами был ещё дедушка Николай Чудотворец. Он сильно помогал нам. Мы тогда думали, что у нас два таких, как говорится помощника: ФосАгро, который нам помог всё это осуществить, и дедушка Николай, который помог нам находиться в воздухе. Ну и, детки, ваша любовь к нам и ваша забота, и то, что вы не спали, это очень грело нас», - говорит Фёдор Конюхов.
Он ещё раз подчеркнул, что сдаться им не позволяло обещание, данное ДРОЗДятам: «Если бы мы не давали обещания детям, мы бы могли приземлиться. Но потом мы с Ваней решили, что деток нельзя подводить».
«Фёдор Филиппович обычно иконку за пазухой носит, а тут смотрю ночью: на углу корзины появляется иконка, значит всё точно хорошо будет», - вступает в беседу Иван Меняйло.
«Сложность была в том, что гасли горелки, кислорода нет на высоте, и все четыре горелки бах! - и гаснут. Ночь, там внизу Баренцево море и тишина. Я купил себе зажигалку, которая на ветру не гаснет, самая дорогая, бах! - и она не горит, - вновь переживает опасные моменты Фёдор Конюхов. - И у меня были спички, мы их зажгли и начали перед иконкой дедушку просить. И горелки как будто начали лучше работать, меньше тухли, то одна, то вторая, то третья, а потом все подработались. Это всё ему спасибо», - заключил Конюхов.
Шар «ФосАгро» испытания выдержал
Иван Меняйло высоко оценил лётные качества аэростата «ФосАгро»: «Мы в известной степени пилоты-испытатели. На себе испытываем в рекордных полётах что-то новое, экспериментируем. Шар был российским, и я надеюсь, что российское производство нам и впредь будет делать рекордные аэростаты».
«По шару никаких проблем, шар вёл себя хорошо», - подтвердил Фёдор Конюхов.
Аэростат выдержал и недостаток кислорода, и запредельные высоты, и обледенение, и турбулентность над плато Путорана, и ночной полёт в условиях плохой видимости.
Ювелирная посадка
Воздухоплаватели признались, что с самого начала полёт пошёл не по первоначальному плану: «У нас расчёт был идти на Енисей к югу от Туруханска. Потом получилось, что в самом начале полёта мы обошли Хибины с севера, там был более левый поток ветра. Над морем мы тоже не планировали так долго лететь, планировали быстрее к земле вернуться. В итоге весь полёт прошёл севернее».
В итоге пилотам нужно было решать: либо после плато Путорана лететь в Якутию, либо в район Хатанги. «На самом деле, ветер сам повернул на Хатангу. Ну, а на подлёте к городу – там уже было дело техники», - заявил Иван Меняйло.
Его мастерство позволило приземлиться прямо на взлётно-посадочной полосе местного аэродрома, а не в глухой тайге.
«Я настроен был, что сядем в тундре, тайге, начнём костры жечь, ждать, пока прилетят спасатели, вертолётчики, - мы же ночью приземлились. А Ваня идёт на аэродром и точно садится на полосу. Я удивился мастерству Ивана. Я скажу вам так: я много видел хороших пилотов, но таких, как Иван Григорьевич - нет. Это лучший пилот в мире!», - восхищён Фёдор Конюхов.
«Если есть возможность приземлиться в адекватную точку, то нужно постараться в неё и приземлиться. На полосу зашли, и нас встретили не экстренные службы, а добродушные работники аэропорта Хатанги. И мы вместе с ними тут же собирали аэростат в сумочку, упаковывали и на склад перевозили», - добавляет Иван Меняйло.
Так что, после полёта воздухоплавателям пришлось ещё немало поработать физически. Оболочка набирает в себя снег, происходит внутреннее обледенение, и если на старте оболочка весит 300 кг, то на финише - уже 400.
К Арктике надо относиться с уважением
Первые русские люди, которые увидели русскую Арктику из корзины воздушного шара оценили её суровый характер.
«Там было очень холодно. Я такого мороза не испытывал даже на Северном полюсе. Я пальцы не чувствую. Очень сильный мороз. Арктика есть Арктика. Зато люди там хорошие», - говорит Фёдор Конюхов.
А Иван Меняйло резюмирует: «Характер у неё суровый. Но если к ней с уважением относиться, то всё возвращается».
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание...→
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за...→
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта...→
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную...→
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Сперва на 5,6руб. Потом на 5,6руб за м2. Потом на 5,6руб за м2 с каждого проживающего. И наши дорогие чинуши, кроме как создать себе очередную кормушку, ничего придумать не могут. Хотя идея создать...
Они чего там курят?...
"Эксперт" вообще вменяемый? А жить где? А кушать что? Одеваться не надо? ...
Успехов и удачи в деле осуществления и внедрения стратегии Развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности! Семь футов под...
Эти цифры только подтверждают, что НА СЕВЕРЕ НИЩИЕ ЗАРПЛАТЫ!!! Почти 70% жителей ПО НАЧИСЛЕНИЮ, а НЕ НА РУКИ, 100 тысяч не получают....
01 08 2024, 10:48
Четверо в лодке, не считая....
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
17 11 2024, 10:00
«Апатит»: Трижды орденоносный комбинат
07 11 2024, 16:50
«Апатит»: Комбинат больших достижений
14 10 2024, 11:30
Опыт из первых рук. Мурманск собрал профессионалов со всей страны
04 10 2024, 11:43
Коммунальный триллер с элементами детектива
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
09 10 2024, 14:48
Судоходство на мели?
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
17 11 2024, 12:00
Гонка, которой еще не было, а могло и не быть
23 10 2024, 13:39
О, спорт! Ты – кэш
18 10 2024, 15:53
Спорт начинается с детства
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
17 11 2024, 14:58
В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
14 11 2024, 15:12
Киловатты добра
12 11 2024, 16:31
Разворот на Восток
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37