«Переварит» ли Мурманск белорусский экспорт?
Бизнес | 12 09 2022, 15:12 | СеверПост
На оперативном совещании в правительстве Мурманской области губернатор Заполярья Андрей Чибис ещё раз подтвердил переориентацию части белорусского экспорта калийных удобрений на Мурманский порт. СеверПост выяснял, по силам ли это нашему региону и что даст Заполярью строительство нового объекта.
«В нынешних условиях стратегическая тема - это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего, калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», - приводит слова Лукашенко пресс-служба главы государства.
По словам белорусского президента, ежегодный товарооборот между Беларусью и Мурманской областью превышает $100 млн, но показатель явно недостаточный, и не соответствует существующим возможностям.
Белоруссия стала искать альтернативу портам Прибалтики после того, как возникла угроза отказа Литвы и Латвии от грузов соседней республики.
Сейчас часть белорусских удобрений обрабатывается в портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Но это капля в море.
Как рассказала СеверПост доктор экономических наук, профессор МАГУ Наталья Щербакова, ежегодный объём экспорта белорусских удобрений – порядка 10 млн тонн. Порт Санкт-Петербурга переваливает за год всех грузов в объёме 9,6-9,8 млн тонн.
Кроме того, следует учесть, что основные массовые покупатели калийных удобрений из Белоруссии – Китай и Индия. А это значит, что для Александра Лукашенко особое значение приобретают возможности транспортировки по Северному морскому пути.
Тут бы Мурманску и карты в руки. Однако мощности нашего незамерзающего порта – всего чуть более одного миллиона тонн в год. И это общий объём всех грузов, в том числе, угля, апатита, железорудного концентрата.
Как сообщил СеверПост источник, знакомый со всеми возможностями стивидорных компаний в порту Мурманска, прямо сейчас обеспечить перевалку серьёзных белорусских объёмов не способен никто из-за банальной загруженности.
Причём, как рассказала агентству доктор экономических наук Наталья Щербакова, портовых мощностей в Мурманске не хватает даже для наших заполярных экспортёров. В частности, по её словам, грузы «Еврохима» приходится переваливать в Питере.
Правда, реконструкция причальных линий порта позволит увеличить производственную мощность до 4 млн тонн в год, но это – дело не сегодняшнего дня.
С большими объёмами белорусского калийного экспорта смог бы справиться терминал «Лавна», строящийся в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла. Он рассчитан на обработку 18 млн тонн насыпных и навалочных грузов в год.
Однако терминал планируют запустить в работу лишь во второй половине 2023 года. Пока же он готов лишь на 47%.
В том же 2023 году планируется ввести в эксплуатацию и «Морской терминал «Тулома». мощности резидента территории опережающего развития «Столица Арктики», «заточены» как раз под перевалку удобрений. Его бенефициары рассчитывают на перевалку 5,5 млн тонн в год.
Таким образом, сегодняшние договорённости мурманчан и белорусов – не сиюминутная акция, но стратегия на ближайшую перспективу.
И эта перспектива, возможно, ближе, чем кажется. Как сообщил на «оперативке» в правительстве региона губернатор Андрей Чибис, на западном берегу залива специально для перевалки грузов из братской Белоруссии будет срочно построен новый грузовой терминал.
Как добавил глава региона, его мощность составит до 7 миллионов тонн в год. А это для Мурманска очень заметный объём.
«Такое сотрудничество для нашего региона – это доходы в бюджет, это новые рабочие места, это хороший толчок к экономическому росту», - считает профессор Щербакова.
Она полагает, что, если дружественная нам Белоруссия нуждается в поддержке, то с российской стороны будет всё для этого сделано, особенно, учитывая политический фактор и ситуацию в мире.
Текущие договорённости означают и повышенное внимание к Мурманску со стороны федерального центра.
Будут ли подкреплено это пристальное внимание финансово, и на каком уровне, покажет самое ближайшее будущее.
Пока же сотрудничество с Белоруссией у Кольского Севера развивается и по другим направлениям. Так, авиасообщение между Мурманском и Минском может быть восстановлено. Об этом стало известно по итогам визита губернатора Заполярья Андрея Чибиса в Республики Беларусь.
Встреча губернатора с премьер-министром республики Романом Головченко прошла в рамках визита делегации правительства Мурманской области в Белоруссию.
«Ещё одним важным пунктом повестки рабочей встречи стало решение о совместной проработке организации прямого авиасообщения между Минском и Мурманском», - написал Андрей Чибис в своих соцсетях.
Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко приедет в Мурманск. Об этом рассказал глава региона Андрей Чибис после встречи с белорусским лидером.
«Ждём Александра Григорьевича у нас в гостях. Об этом тоже принципиально договорились», - рассказал Андрей Чибис в своем Telegram-канале.
По словам Андрея Чибиса, есть договорённость о взаимных культурных и студенческих обменах.
Он также подтвердил, что Белоруссия будет поставлять в Заполярье технику для горнодобывающих предприятий, автобусы, троллейбусы и коммунальную технику.
Об этом в Минске во время встречи с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом рассказал президент Александр Лукашенко.
«Есть хорошие наработки: до конца года больше 30 единиц, на следующий год еще 15 единиц. Это только в первом приближении. Думаю, будет больше. Нам известно про ваш интерес к шахтной технике», — цитирует белорусского лидера издание «EurAsia daily».
Напомним, в начале сентября делегация правительства Мурманской области нанесла визит в Белоруссию, где приняла участие во встречах на самом высоком уровне.
Программа визита была очень насыщенная: подписание соглашения о сотрудничестве Мурманской области с Белоруссией, встреча губернатора с премьер-министром РБ Романом Головченко.
Мурманская делегация приняла участие в Международном форуме экономического развития и осмотрела ряд промышленных предприятий братского государства.

Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского...→

У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё...→

Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что...→

Лидер российского рынка минеральных удобрений в 2024 году нарастил выпуск агрохимической продукции на 4,3%, а в январе текущего года поставила сразу...→

На пресс-конференции, посвящённой итогам работы Кольской АЭС в 2024 году, директор станции Василий Омельчук не только отчитался об успехах своего...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
.....так ведь миллиард, всем хватит........
Интересно, а почему вот это "Проявления экстремизма, дискриминации, насилия, расизма на национальной и конфессиональной почве в образовательных учреждениях недопустимы." работает только в одну...
Хорошо, что во времена юного Ломоносова Матвиенко не было....
С одной стороны - правильно, что больше сидячих мест, пора отходить от скотовозок и перемещаться с комфортом. С другой - в час пик граждане готовы ехать "хоть тушкой, хоть чучелом"....
Зато как обидятся остальные 67%.... Ух!...
28 03 2025, 12:54
Мурманск - столица Арктики. Теперь официально
18 03 2025, 16:00
Арктический форум: Ждём «ништяки»
24 12 2024, 16:59
Экономика региона и экономика человека
06 03 2025, 16:13
Это «му» неспроста!
28 02 2025, 12:12
Те ещё крендели
19 03 2025, 09:19
Финт УКами
14 02 2025, 12:49
Страсти по мусору
25 12 2024, 15:39
Электроигла под ёлочку
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
24 03 2025, 13:42
Закаляя характер, укрепляя веру
17 03 2025, 12:03
Турнир для будущих «звёзд»
24 11 2024, 21:18
Снежные старты. Кировск встретил соревнования «Хибинская гонка»
05 03 2025, 18:45
Мурманвуд
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
13 02 2025, 15:00
Депутат Мурманской облдумы от ЛДПР Станислав Гонтарь: наша партия поможет мурманчанам с модернизацией игровых площадок
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
01 04 2025, 11:32
Квартирный невроз
26 03 2025, 14:47
Эволюция гиганта
25 03 2025, 13:20
Конкурс, в котором побеждают все
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
07 02 2025, 11:31
Я мзду с китайцев не беру - мне за державу обидно!
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04