Решать вопросы каждого пациента. Россиянам нужен независимый защитник в здравоохранении
Общество | 12 11 2021, 09:16 | СеверПост![](/docs/upload/severpost_cover.jpg)
Пандемия обострила проблемы российского здравоохранения. Более 50% пациентов жалуются на ухудшение качества и доступности медпомощи. И пока основной независимой инстанцией, куда пациенты могут обратиться за оперативной помощью в защите своих прав при оказании некачественного или несвоевременного лечения остаются страховые медицинские организации.
В России в прошлом году произошло рекордное за пять лет падение численности населения. По данным Росстата высокая предотвратимая (которую можно было избежать) смертность и упавшая при этом на пятую часть за последние 4 года рождаемость привели к убыли населения в 2018 году более чем на 250 тысяч человек, в прошлом году – уже 688 тысяч. В этом году ситуация явно усугубится из-за пандемии и отложенного лечения у многих пациентов. Врачи заявляют об увеличении случаев обострений хронических заболеваний, что связано с недостатком профильных врачей, задействованных для лечения больных COVID-19 в «красной зоне».
Кроме того, во многих регионах даже специализированные кардиологические и онкологические клиники перепрофилированы под борьбу с пандемией. Впрочем, пандемия лишь обострила давние проблемы российского здравоохранения с доступностью медицинской помощи. Первичное звено (амбулатории, где должны вовремя выявлять болезни, не допуская их осложнений) планировалось начать реформировать еще в прошлом году. Это задача не одного года, поскольку предстоит восполнить дефицит как врачей узких специальностей, так и терапевтов, отремонтировать здания более трети всех поликлиник и снабдить их диагностическим оборудованием.
Пока этого нет, удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи год от года снижается. В июле этого года на заседании Совета по стратегическому развитию и проектам Владимир Путин поручил министру здравоохранения Михаилу Мурашко вернуться к реформированию первичного звена.
«Деньги очень приличные там [в программе восстановления первичного звена, - прим. ред.] — свыше 500 миллиардов, и нужно, чтобы показатель удовлетворенности [медпомощью] все-таки входил в число тех, которые фиксируют качество нашей работы», — отметил президент.
В частности, его обеспокоили результаты проведенного Федеральной службой охраны социологического опроса, который показал, что «не наблюдается повышение удовлетворенности граждан системой здравоохранения». В противном случае без учета всех факторов достичь национальной цели по повышению ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) с нынешних 73,2 лет до 78-ми будет крайне сложно.
О том, что на фоне пандемии более 50% пациентов жалуются на ухудшение качества и доступности медпомощи, в частности столкнулись со сложностями доступа к профильным врачам, говорят и последние данные Всероссийского союза пациентов.
«Многие пациенты, например, с онкологией, систематически испытывают трудности с получением медпомощи: 48% ждут подтвержденный диагноз более месяца, 39% узнают о своем диагнозе слишком поздно – на 3 и 4 стадии болезни, 57% не могут получить информацию о диагнозе, льготных лекарствах и лечении, — говорит президент Всероссийской общественной организации «Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова. – Именно поэтому очень важно иметь защитников в системе здравоохранения, которые осуществляют независимый контроль, находятся на одной стороне с пациентами и имеют реальные полномочия добиваться соблюдения прав пациента».
Пока основной независимой инстанцией, куда пациенты могут обратиться за оперативной помощью в защите своих прав при оказании некачественного или несвоевременного лечения остаются страховые медицинские организации.
По данным Всероссийского союза страховщиков, если количество обращений в Росздравнадзор исчисляется тысячами, то «за 9 месяцев 2021 года свыше 4 млн застрахованных обратились в СМО за помощью, что почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года». — говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. – «Разумеется, сюда входят самые разные случаи и виды обращений, но важнейшая составляющая обращений касается нарушений доступности и качества оказания медицинской помощи, для выявления и устранения которых СМО проводят до 37 млн медицинских экспертиз в год».
По данным ВСС, нарушения, выявленные в ходе экспертных мероприятий СМО в первом полугодии 2021 г., показали, что в 78,9% речь идет о несоблюдении порядков и стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и в 16,9% - с условиями оказания медпомощи, в том числе сроками ее ожидания.
В таких случаях пациенты в основном и обращаются в СМО, которые выстроили многоканальную структуру помощи застрахованным. К ним можно обратиться по телефону, прийти лично для составления жалобы и запроса на проведение экспертизы качества медпомощи, и что чаще всего востребовано в последние годы и стало особенно актуально в прошлом – подать обращение через онлайн-сервисы.
Например, компания ООО «АльфаСтрахование – ОМС» предложила застрахованным на своем сайте онлайн-приемную «Линия помощи», которая помогает застрахованным более оперативно решать возникающие с медицинскими организациями проблемы, причем на той стадии, когда права пациента еще не нарушены и можно заранее решить вопрос с медицинской организацией о надлежащем лечении или своевременной госпитализации. Сервис подсказывает, как правильно сформулировать суть проблемы, какие сведения внести, какие документы следует прикрепить и какая помощь страховой медицинской организации может понадобиться в каждом конкретном случае.
![](/docs/upload/2021/11/croppedImg_2100064133.jpeg)
Маленькие радости «малого локдауна»
03 11 2021По данным мониторинга обращений «Линии Помощи»: 30% застрахованных не согласны с выставленным диагнозом и не довольны назначенными методами диагностики и лечения, 29,2% – жалуются на нарушение сроков и долгое ожидание медицинских услуг, 13,8 % – на отказ в предоставлении медицинских услуг в целом. При этом 57% – требуют проведения экспертизы качества оказанного лечения и диагностики, нуждаются в экспертном мнении и рекомендациях СМО. 43% застрахованных просят содействия «АльфаСтрахование-ОМС» в вопросах плановой госпитализации, получения диагностических процедур и записи на прием к врачу.
«Мы даем обратную связь участникам системы здравоохранения, решаем проблемы с доступностью и повышением качества медицинской помощи, — поясняет генеральный директор «АльфаСтрахование – ОМС» Андрей Рыжаков.– Для повышения удовлетворенности населения качеством медицинской помощи и достижения целевых показателей по увеличению продолжительности жизни населения важно работать с каждым пациентом. Не оставляя его наедине с проблемой в получении медицинской помощи, помогая ему с решением, при этом – мы в целом системно работаем над задачей государственной важности».
Если пациент сомневается в диагнозе и назначенном лечении, то специалисты проводят экспертизу качества оказанной медицинской помощи, дают рекомендации пациентам о дальнейших действиях.
«Очевидно, что такая система контроля напрямую повышает качество оказания медпомощи, а значит, институт страховых представителей СМО доказал свою эффективность. Случаи исправления с их помощью врачебных ошибок, обеспечения своевременности госпитализации или приема и прочие – исчисляются миллионами», — говорит Дмитрий Кузнецов.
Он считает, что на фоне поставленных президентом задач по повышению удовлетворенности населения качеством медицинских услуг, необходимо распространить полномочия СМО по сопровождению и защите прав застрахованных на всех этапах оказания им медицинской помощи.
«Цель экспертиз - выявление и устранение дефектов, над которыми надо работать и руководству медорганизаций, и органам управления здравоохранением. Экспертные заключения СМО необходимо воспринимать по аналогии с предписаниями госорганов. При таком подходе, убежден, ситуация начнет меняться в нужном направлении», — говорит Дмитрий Кузнецов.
![](/docs/upload/cache/w300/2024/07/croppedImg_1922907820.jpeg)
«На Севере - жить!» - это слоган стратегического плана губернатора. План характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/07/croppedImg_1698494921.jpeg)
Как заподозрить у своего родственника когнитивные расстройства? Что такое деменция? Как связаны скандинавская ходьба и мозг? На эти и другие вопросы...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/07/croppedImg_291177113.jpeg)
«На Севере - жить!» - это слоган стратегического плана губернатора. План характеризуют как широкий перечень направлений и мероприятий по...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/07/croppedImg_1961262509.jpeg)
Финальным мероприятием одного из крупнейших событий в культурной жизни страны стала торжественная церемония благодарности участников выставки. Она...→
![](/docs/upload/cache/w300/2024/07/croppedImg_661882771.jpeg)
Средний возраст рождения первого ребёнка в Мурманской области составляет 29,5 лет. С каждым годом в Кольском Заполярье этот показатель сдвигается...→
![](/img/post_news.png)
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Весь Мурманск разрисован этой пропагандой... И что? ...
Какой абсурд... Многоимущие студенты тоже претендуют на места в общагах?...
Пусть ребята из ФСБ сходят к действующему министру......
Что за дичь?? На кой чёрт полумертвый корабль мог понадобиться...
...только вот как это проверить?, нам и тем великим исследователям?...
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
29 02 2024, 17:27
Путин: Мы одна большая семья
19 06 2024, 16:59
Группа «Акрон» направила 3,1 млрд рублей на проекты в области устойчивого развития
10 06 2024, 09:33
От развития производства к социальному партнерству
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
27 10 2023, 16:10
«Он очень хороший человек! И отличный работник!»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
06 03 2024, 16:28
Выжил после взрыва на СВО. Погиб на дороге под Печенгой
24 04 2024, 10:29
ФосАгро создаст в Хибинах конкурента устьянской «Малиновке»
08 04 2024, 11:54
Хибинская «бомба»
04 04 2024, 13:15
Затмим Тур де Ски
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
16 06 2024, 11:59
Саамские игры в Ловозере [фоторепортаж]
12 06 2024, 15:09
Деревянных дел мастера
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
29 12 2023, 15:28
Главное событие года глазами северян
14 02 2023, 16:24
Прогулка по Мурманску в алкоугаре?
23 07 2024, 13:07
Про медшаттлы и медицинскую помощь в отдалёнке
18 07 2024, 13:02
Старость в радость
16 07 2024, 14:19
Побег от суеты, или Свой дом в Арктике
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37
Помолиться, потрогать пчёл и поискать оленя
20 02 2024, 11:44