Дискуссия о проблемах развития муниципалитетов в Арктике прошла во время Форума стратегов
Новости | 01 11 2021, 12:17 | СеверПост
Вопросы развития арктических территорий обсудили эксперты и руководители муниципалитетов Арктики на круглом столе, проведенном в рамках Форума стратегов в Санкт-Петербурге. Организаторами дискуссии стали ЭЦ ПОРА и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Сенатор, член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков отметил, что помимо специализированной законодательной базы, регулирующей госполитику в Арктике, на развитие арктических муниципалитетов оказывает влияние и обсуждаемая в последнее время транспортная стратегия, в которой особое внимание уделено арктическим портам.
На трассе Севморпути расположено 18 портов, 3 из которых проходят модернизацию: Певек, Мурманск, Архангельск. Есть и порты, подобные Диксону, которые вообще не реконструировались в последние 45 лет, сказал Широков.
«Развитие портовых комплексов благоприятно скажется на развитии соответствующих муниципалитетов»,— уверен сенатор.
Глава Дудинки Юрий Гурин полагает, что сделать территорию привлекательнее для застройщиков могла бы разработка и внедрение федеральной программы субсидирования доставки строительных материалов для строительства социальной инфраструктуры в Арктике.
По его мнению, также необходимо внести изменения в краевую программу капитального ремонта, включив в нее ремонт свайных оснований зданий, либо разработать отдельную программу капремонта для территорий Арктической зоны. Наконец, глава муниципалитета обратил внимание на проблему содержания автодорог в Арктике.
Замминистра экономического развития Архангельской области Евгения Шелюк напомнила, что в регионе расположена крупнейшая городская агломерация в Арктике: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и часть Приморского района (более 571 тыс. человек — это более четверти жителей всей российской Арктики).
За последние 30 лет в Архангельской области сформировались два устойчивых тренда: миграционный отток трудоспособного населения в более южные регионы и урбанизация населения внутри региона, говорит Шелюк. Она отмечает, что регион имеет сложившуюся экономическую специализацию: основными сферами являются судостроительная и лесоперерабатывающая промышленность, также в городах сконцентрированы организации высшего образования и науки.
«Для функционирования стратегически важных для страны предприятий требуется присутствие постоянно проживающего населения. Для Архангельской области не стоит проблема выбора, использовать ли для развития территории вахтовый метод. Первоочередная задача — развитие уже сложившихся населенных пунктов с постоянно проживающим населением, а также создание комфортных условий для проживания населения, способствующих успешной реализации потенциала на местах и минимизации миграционного оттока», — заявила Шелюк.
Глава Оленекского эвенкийского национального района (село Оленек, Якутия) Лена Иванова заявила, что, по мнению представителей коренных малочисленных народов Севера, очевиден ответ на вопрос, нужны ли в Арктике постоянные населенные пункты. «Безусловно, нужны, так как мы — коренные народы — в Арктике жили, живем и будем жить», — сказала Иванова.
Она возлагает большие надежды на мероприятия, заложенные в Стратегии развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия), такие как строительство торгово-логистических центров, которые должны способствовать повышению доступности продуктов питания, снижению цен на продовольственные товары в условиях затрудненного транспортного сообщения. Также Иванова надеется на развитие малой авиации и работу по улучшению функциональности федеральных дорог.
«Этот вопрос затрагивает все население района, так как из села Эйик прилететь в районный центр, село Оленек, на субсидируемом рейсе стоит 9 тысяч рублей, а из села Оленек в город Якутск — 25 тысяч рублей»,— сказала Иванова.
Глава поселка Тикси Наталья Султанова заявила, что механизм реализации госзакупок по 44-ФЗ, не учитывающий территориальных особенностей Крайнего Севера, является сдерживающим фактором развития территорий в Арктике. Доставка грузов осуществляется в два периода: или по зимникам, или по воде с июля по сентябрь.
Это приводит к росту логистических расходов, но кроме того возникают и специфические риски, такие как угроза утопления автомобиля при пересечении рек. В зимне-весенний период не всегда успевает доводиться целевое финансирование для проведения закупки, сообщила Султанова, или же в конкурсе выражает желания поучаствовать только один поставщик, и торги признаются несостоявшимися.
В речную навигацию также не все может прийти. Зачастую суда не могут принять к перевозке большие объемы, так как их емкость уже занята под грузы населения — люди могут заказывать перевозку заранее, вне зависимости от процедур госзакупки.
Эксперт по устойчивому развитию ПОРА, профессор Экономического факультета МГУ Сергей Никоноров призвал обратить внимание на то, что в концепции устойчивого развития главная цель заключается в повышении качества жизни ныне живущих поколений и поколений, которые придут им на смену.
Никоноров напомнил, что в России с 1996 года существует Концепция устойчивого развития, «а вот Стратегии устойчивого развития нет ни на уровне страны, ни на уровне регионов или городов». По мнению эксперта, необходима разработка такого стратегического документа с горизонтом до 2050 года, который устанавливал бы баланс между интересами тремя групп стейкхолдеров: общества, бизнеса и власти.
«Реализация муниципалитетами АЗРФ своих стратегий помогает как им самим, так и сторонним экспертам видеть существующие и возникающие проблемы. Многие из сложностей находят решение при реализации проектов климатической адаптации регионов и муниципалитетов. Реализация проектов ESG-трансформации на региональном и муниципальном уровне позволит более системно и целенаправленно избегать многих рисков и проблем», — заявил заместитель генерального директора ПОРА по работе с экспертами Александр Воротников, выступивший модератором дискуссии.
Напомним, на форуме стратегов презентована новая концепция развития Арктической зоны.
Читайте также: В Полярных Зорях угнали экскаватор

В Кандалакшском районе в пятницу, 16 мая, открыли сезон каяков.«Сейчас это возможность поплавать среди льдов, а ещё - в компании с...→

Десять студентов кировского филиала МАУ удостоены стипендии Правительства РФ по приоритетным направлениям на 2025/2026 учебный год. Со всей страны...→

На мостовом переходе через реку Кола на км 3+798 автоподъезда к железнодорожной станции Магнетиты идут работы по демонтажу конструкций, сообщает...→

В музее народного быта и традиционных ремесел «Рябиновый край» на улице Сафонова в Мурманске прошёл мастер-класс по каллиграфии,...→

В городском Дворце культуры Полярных Зорь состоялась ежегодная Конференция работников Кольской АЭС по подведению итогов выполнения Коллективного...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Это же из-за того, что учителя просто любят работать? Ведь правда?...
У нас так в правительстве так и работают, с советских времён было что-то, потом отменяют проходит время и говорят давайте вернём, что с оценками за поведение, что с уроками труда, можно наверно еще...
1,5 экипажа на весь Мурманск, на что они вообще повлиять могут? На дорогах не беспредел, но стремится к этому. Камеры только для сбора штрафов, но никак не для безопасности ДД....
Это они нам одолжение оказывается еще делают! оформляйтесь сами. Мы умываем руки...
Да фиг с ними, с этими скамейками. Там самих инспекторов жёсткий недобор....
28 03 2025, 12:54
Мурманск - столица Арктики. Теперь официально
18 03 2025, 16:00
Арктический форум: Ждём «ништяки»
24 12 2024, 16:59
Экономика региона и экономика человека
13 05 2025, 16:40
Браконьером будешь?
12 05 2025, 15:00
Пять лет роста: Как ТОР «Столица Арктики» создает условия для комфортного бизнеса на Севере
12 05 2025, 09:03
Гигант с именем Победы
19 03 2025, 09:19
Финт УКами
14 02 2025, 12:49
Страсти по мусору
25 12 2024, 15:39
Электроигла под ёлочку
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
29 04 2025, 14:29
Питерские студенты сразились в турнире по дзюдо на призы ФосАгро
07 04 2025, 13:31
Кубок для царя и царицы горы
05 03 2025, 18:45
Мурманвуд
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
13 02 2025, 15:00
Депутат Мурманской облдумы от ЛДПР Станислав Гонтарь: наша партия поможет мурманчанам с модернизацией игровых площадок
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
16 05 2025, 11:55
Без срока давности
14 05 2025, 11:21
12 миллионов для реального срока мало?
09 05 2025, 15:30
Мурманск. День Победы
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
15 05 2025, 13:49
Туристическое будущее Никеля
25 04 2025, 17:35
Пограничное состояние. Северяне открывают сезон отпусков
07 02 2025, 11:31