Дискуссия о проблемах развития муниципалитетов в Арктике прошла во время Форума стратегов
Новости | 01 11 2021, 12:17 | СеверПост
Вопросы развития арктических территорий обсудили эксперты и руководители муниципалитетов Арктики на круглом столе, проведенном в рамках Форума стратегов в Санкт-Петербурге. Организаторами дискуссии стали ЭЦ ПОРА и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Сенатор, член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков отметил, что помимо специализированной законодательной базы, регулирующей госполитику в Арктике, на развитие арктических муниципалитетов оказывает влияние и обсуждаемая в последнее время транспортная стратегия, в которой особое внимание уделено арктическим портам.
На трассе Севморпути расположено 18 портов, 3 из которых проходят модернизацию: Певек, Мурманск, Архангельск. Есть и порты, подобные Диксону, которые вообще не реконструировались в последние 45 лет, сказал Широков.
«Развитие портовых комплексов благоприятно скажется на развитии соответствующих муниципалитетов»,— уверен сенатор.
Глава Дудинки Юрий Гурин полагает, что сделать территорию привлекательнее для застройщиков могла бы разработка и внедрение федеральной программы субсидирования доставки строительных материалов для строительства социальной инфраструктуры в Арктике.
По его мнению, также необходимо внести изменения в краевую программу капитального ремонта, включив в нее ремонт свайных оснований зданий, либо разработать отдельную программу капремонта для территорий Арктической зоны. Наконец, глава муниципалитета обратил внимание на проблему содержания автодорог в Арктике.
Замминистра экономического развития Архангельской области Евгения Шелюк напомнила, что в регионе расположена крупнейшая городская агломерация в Арктике: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и часть Приморского района (более 571 тыс. человек — это более четверти жителей всей российской Арктики).
За последние 30 лет в Архангельской области сформировались два устойчивых тренда: миграционный отток трудоспособного населения в более южные регионы и урбанизация населения внутри региона, говорит Шелюк. Она отмечает, что регион имеет сложившуюся экономическую специализацию: основными сферами являются судостроительная и лесоперерабатывающая промышленность, также в городах сконцентрированы организации высшего образования и науки.
«Для функционирования стратегически важных для страны предприятий требуется присутствие постоянно проживающего населения. Для Архангельской области не стоит проблема выбора, использовать ли для развития территории вахтовый метод. Первоочередная задача — развитие уже сложившихся населенных пунктов с постоянно проживающим населением, а также создание комфортных условий для проживания населения, способствующих успешной реализации потенциала на местах и минимизации миграционного оттока», — заявила Шелюк.
Глава Оленекского эвенкийского национального района (село Оленек, Якутия) Лена Иванова заявила, что, по мнению представителей коренных малочисленных народов Севера, очевиден ответ на вопрос, нужны ли в Арктике постоянные населенные пункты. «Безусловно, нужны, так как мы — коренные народы — в Арктике жили, живем и будем жить», — сказала Иванова.
Она возлагает большие надежды на мероприятия, заложенные в Стратегии развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия), такие как строительство торгово-логистических центров, которые должны способствовать повышению доступности продуктов питания, снижению цен на продовольственные товары в условиях затрудненного транспортного сообщения. Также Иванова надеется на развитие малой авиации и работу по улучшению функциональности федеральных дорог.
«Этот вопрос затрагивает все население района, так как из села Эйик прилететь в районный центр, село Оленек, на субсидируемом рейсе стоит 9 тысяч рублей, а из села Оленек в город Якутск — 25 тысяч рублей»,— сказала Иванова.
Глава поселка Тикси Наталья Султанова заявила, что механизм реализации госзакупок по 44-ФЗ, не учитывающий территориальных особенностей Крайнего Севера, является сдерживающим фактором развития территорий в Арктике. Доставка грузов осуществляется в два периода: или по зимникам, или по воде с июля по сентябрь.
Это приводит к росту логистических расходов, но кроме того возникают и специфические риски, такие как угроза утопления автомобиля при пересечении рек. В зимне-весенний период не всегда успевает доводиться целевое финансирование для проведения закупки, сообщила Султанова, или же в конкурсе выражает желания поучаствовать только один поставщик, и торги признаются несостоявшимися.
В речную навигацию также не все может прийти. Зачастую суда не могут принять к перевозке большие объемы, так как их емкость уже занята под грузы населения — люди могут заказывать перевозку заранее, вне зависимости от процедур госзакупки.
Эксперт по устойчивому развитию ПОРА, профессор Экономического факультета МГУ Сергей Никоноров призвал обратить внимание на то, что в концепции устойчивого развития главная цель заключается в повышении качества жизни ныне живущих поколений и поколений, которые придут им на смену.
Никоноров напомнил, что в России с 1996 года существует Концепция устойчивого развития, «а вот Стратегии устойчивого развития нет ни на уровне страны, ни на уровне регионов или городов». По мнению эксперта, необходима разработка такого стратегического документа с горизонтом до 2050 года, который устанавливал бы баланс между интересами тремя групп стейкхолдеров: общества, бизнеса и власти.
«Реализация муниципалитетами АЗРФ своих стратегий помогает как им самим, так и сторонним экспертам видеть существующие и возникающие проблемы. Многие из сложностей находят решение при реализации проектов климатической адаптации регионов и муниципалитетов. Реализация проектов ESG-трансформации на региональном и муниципальном уровне позволит более системно и целенаправленно избегать многих рисков и проблем», — заявил заместитель генерального директора ПОРА по работе с экспертами Александр Воротников, выступивший модератором дискуссии.
Напомним, на форуме стратегов презентована новая концепция развития Арктической зоны.
Читайте также: В Полярных Зорях угнали экскаватор
По мурманской «деревяшке» отменили режим повышенной готовностиВ областном центре отменили режим повышенной готовности в границах земельного участка, на котором расположен дом №7/26 на улице Алексея...→
В Заполярье взыскали с виновника дорожной аварии свыше 450 тысячЧастное охранное предприятие «Северный оплот» обратилось в суд с иском к водителю, виновному в дорожной аварии, произошедшей в Мурманске...→
Новогодние каникулы школьников Заполярья совпадут с праздниками взрослыхМинобрнауки Мурманской области обнародовал даты зимних каникул для школьников Заполярья. Согласно пункту 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20,...→
В Мурманске ограничат движение из-за инструктажа полицииВ Мурманске введут ограничения остановки и стоянки автомобилей на улице Пушкинская в четверг, 18 декабря.Это связано с...→
Муниципалитет заплатит ребёнку за ожог борщевиком в АфрикандеПрокуратурой Полярных Зорь проведена проверка по жалобе законного представителя несовершеннолетнего о нарушении его прав. «Установлено, что в...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Ну вот очередное отмывание денег у кого-то...
На словах, конечно, все неплохо, но Wi-Fi не работает на зоне прилёта, мобильный интернет глушат, такси не вызвать от слова совсем. Люди от безвыходности берут такси на улице за тройную цену (!!)....
Ну эти товарищи хоть что-то делают в отличии от РЖД которое вешает лапшу на уши всем обещая подключить освещение на кольцах...
Никора правильно сравнил власти Мурманской области с экипажем ледокола. Что там, что там зарплаты высокие и...
Грубость это фишка этого субъекта, по Заозерску знаем. И ручки у него липкие до денег. ...
31 10 2025, 14:11
Оптимизация с ампутацией
13 10 2025, 17:51
Из жизни бывших
09 10 2025, 12:27
Забыть про Орешету?
04 12 2025, 16:42
Во всём превзойти норвежцев
17 11 2025, 13:42
Нести бренд
23 10 2025, 14:19
«Ситиматические» отмазки и мусорные заложники
09 09 2025, 12:35
«Кокосовый» оптовик: Часть вторая
20 08 2025, 15:42
Крыша поехала: Как строят дома в Арктике
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
18 09 2025, 09:45
Сталкер по-мурмански
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
28 11 2025, 14:39
Кубок России в Кировске: Снежный, звёздный, наш
27 11 2025, 10:30
«Тирвас»: Десять лет побед
21 11 2025, 10:37
Хибинская гонка-2025: Юбилейные старты
28 10 2025, 17:08
Шуба, как у деда
10 07 2025, 14:37
На Севере – шить?
11 12 2025, 13:07
Что мурманчане cпрячут под ёлочкой
19 11 2025, 12:18
Для души и для людей
16 11 2025, 13:18
«ДРОЗД-Хибины»: Уроки эффективного партнёрства
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
19 10 2025, 10:01
Держат марку
15 10 2025, 14:23
Ремонты на дорогах Мурманска
04 10 2025, 08:55
От сигнала до асфальта: Жители Заполярья влияют на ремонт дворов
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
27 06 2025, 11:53
Из Ташкента в Мурманск на велосипеде
04 06 2025, 16:25
Программа на лето
15 05 2025, 13:49








