Новости






































ВСЕ НОВОСТИ →

В одно касание

Общество | 02 11 2019, 10:29 | СеверПост

Фото: СеверПост

Летчиков-«палубников» в три раза меньше, чем космонавтов. А при «плохом настроении» они не поднимаются в небо. Об особенностях  их работы - в материале СеверПост.

«Двигатели на полном «ходу», при касании с палубой самолёт делает скачок на 15-20 метров. Форсаж, ручка от себя, самолёт пару секунд качается, а потом всё нормализовалось, и я улетаю на аэродром. Когда командир полка посмотрел на мои «выкрутасы», то принял решение лететь за мной следом»,  такую историю не прочитаешь в учебниках.

Это один из эпизодов службы в палубной авиации, которую намедни рассказал участник военно-исторической конференции, посвященной 30-летию первой посадки корабельного истребителя на палубу авианосца.





По просьбе заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Виктора Соколова не называем фамилий.



Посадка на корабль считается одним из самых сложных элементов летной подготовки. Главная трудность в том, что у летчика нет права на ошибку. И при этом он имеет минимальный запас полосы для торможения до полной остановки.

«У нормального летчика на аэродроме полоса точного приземления – это 300 метров. У «палубника» – 36 метров, плюс-минус 2-3 метра»,  объясняет Павел Подгузов.



Командир 279 корабельного истребительного авиаполка Северного флота, действующий строевой летчик-снайпер Павел Подгузов – личность в палубной авиации легендарная – на счету около 250 посадок на палубу авианосца «Адмирала Кузнецова». Это больше, чем у всех действующих летчиков.

И более того – он участвовал абсолютно во всех походах «Кузи» – так по-домашнему называют авианосец те, кому он приходится вторым домом.

1 ноября – важная дата в истории отечественной палубной авиации. Ровно 30 лет, в 13.46, в акватории Черного моря, впервые в истории ВМФ СССР была выполнена горизонтальная посадка на палубу корабля.





Сложнейшую операцию совершил корабельный самолет  Су-33, за штурвалом которого находился летчик-испытатель, Герой Советского Союза Виктор Пугачев, который посадил истребитель на авианосец «Адмирал Кузнецов».

В честь 30-летия первой посадки корабельного истребителя на палубу авианосца в мурманской «Нахимовке» встретились легенды палубной авиации, чтобы вспомнить, как это было.

«Я просто попал в первую десятку, когда  ставился вопрос ребром: либо первые 10 летчиков садятся на корабль, либо  авианосец будет сокращен, или будет распилен и продан. Поэтому лично я садился с общим налетом на Су-33  9 часов»,  отвечает Павел Подгузов на вопрос, как он стал  летчиком палубной авиации.

По признанию летчика, как  и 30 лет назад, за каждым вылетом  наблюдают с палубы, затаив дыхание. А 1 ноября 1989 года разрешение на полет был получен в самый последний момент – все спешили выполнить задачу.




Между тем, по признанию бывшего командующего морской авиацией Северного флота, генерал-лейтенанта запаса Николая Мордовалова, 1 ноября была пасмурная погода, моросящий дождь.

«А в небе парил истребитель, который вот-вот должен был вернуться на палубу авианосца. Все ждали затаив дыхание. Посадка же произошла штатно, плавно. Всего две секунды она длилась, но за ней стоял титанический труд инженеров, техников, личного состава. Пугачев вышел, поклонился палубе корабля, а его уже со всех сторон окружили и начали подкидывать в воздух, качать на руках. Все хотели поблагодарить лётчика»,  рассказал ветеран.

После событий, произошедших 1 ноября 1989 года, вышедший на испытания корабль получил второе рождение, стал полноценным авианосцем. С это дня получила развитие палубная авиация Военно-морского флота СФ.

К слову, конструкторы несколько лет разрабатывали надежный палубный истребитель.Так появились складывающиеся крылья, усилена стойка шасси.

От пилота требуется филигранная точность пилотирования – машину нужно с ходу уместить на крошечное «лобное место». По признанию Подгузова, с высоты взлетно-посадочная полоса выглядит как спичечный коробок.





Задача летчика – при снижении зацепиться за натянутые поперек палубы стальные тросы тормозным гаком – крюком в хвостовой части самолета, который выпускается вручную. На  «Кузнецове» их четыре.

Затем срабатывает автоматика, натягивающая трос, и 20-тонная машина тормозит. Однако посадка самолета всегда требует предельной концентрации и филигранной точности.

«Сила удара – приличная. Скорость при посадке – 250 км/ч – то есть торможение происходит на полном ходу. Если лопнул трос, самолет сам не остановится – уходишь на второй круг. Если скорость низкая, самолет может упасть в воду, летчику придется катапультироваться», - добавляет Подгузов.

Однако количество внештатных ситуаций, по счастью, незначительно. Российские морские летчики научились уверенно садиться на «Кузнецове» и в шторм, и ночью, и в сложных метеоусловиях. «Прицеливаться»  помогает телевизионная система «Луна»  вмонтированные в полетную палубу объективы.


На Северном флоте отмечают 30-летие первой палубной посадки

01 11 2019

 

Но стать летчиком-палубником способен не каждый, признается Подгузов.

В советские годы летчиков палубной авиации обучали на наземном испытательном тренировочном комплексе – «НИТКА» в Крыму. Тренажер имитирует палубу авианосца и представляет собой стальную взлетно-посадочную полосу, оборудованную трамплином и аэрофинишерами.

Каждая посадка требовала не только хорошей натренированности, но и высокой психологической устойчивости, ведь летчик должен уметь сохранять абсолютное хладнокровие и мгновенно принимать решения в нештатной ситуации.

Кстати, если у пилота голова болит или душевное какое беспокойство,  - он может не лететь. Это факт. 

«В свое время нас командир отбирал поштучно – это факт. Не зря же Чезаре Ломброзо считал, что ничто не исправит то, что заложила в нас природа. И я свою работу бы ни на какую другую не поменял бы»,  объясняет Павел Подгузов.

Впрочем, небесный ас признается, что в летное училище он шел с перспективой войти в отряд космонавтов.

«А когда заразился палубной авиацией, понял, что космос подождет. Тем более НЛО я уже видел. Но какие еще наши годы»,  смеется Подгузов и отмечает, что в нашей стране летчиков-«палубников» в три (!) раза меньше, чем космонавтов.

И про НЛО полковник не пошутил.

«Я был курсантом на третьем курсе, когда охранял стоянку самолетов в Борисоглебском высшем военном авиационном училище. И увидел в небе НЛО. В полетах не видел – занят был»,  улыбается Подгузов.



За три десятилетия экипаж авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» прошёл большой путь, его главным оружием  корабельной палубной авиации  вписано много славных страниц в историю Военно-морского флота России. Он выполнял боевые задачи и в Средиземном море, и в контртеррористической операции в Сирии.

Как признаются небесные асы, в наши дни уже создаются истребители пятого поколения, которые выполняют не просто красивые маневры в воздухе, но имеют новые возможности реагирования в боевой обстановке.

Использование систем дистанционного управления на цифровой основе открывает ряд перспектив для службы, как, например, применительно к воздушному бою, так и к уничтожению наземных объектов противника.

Но какие бы новые устройства не появлялись, в палубной авиации всегда будут ценить людей, которые каждый день готовы на форсаж и любят свою работу за то, что охраняют наш покой и мирное небо над головами.

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.








«Пьют они, а голова болит у нас»
Жители домов, где разместились круглосуточные «наливайки» воспряли духом. Закрытием точек, буквально мешающих жить, озаботились в...
О горной промышленности начистоту
Полезные ископаемые добывать всё сложнее - они всё глубже. Экологические требования всё жёстче, а технологии всё более механизированы. Настоящее и...
Путешествие из недр земли начинается в Кировске
Коллекция минералов со всего мира, апатитская руда, бульотка и охлаждающий самовар. А главное, семиэтажная башня, которая приведёт вас из недр земли...
Ростелеком показал свой «Умный город»
Ростелеком не только крупнейший оператор рынка цифровых услуг, но и инновационная компания, которая активно занимается развитием проектов для...
Константин Аллояров: МГТУ остается кузницей востребованных кадров
Во всём мире в очередной раз отметили День науки. Этот праздник призван напомнить общественности о необходимости использования научно-технических...







ЧИТАЕМОЕ




Последние комментарии


Владимир Либар: Министерства правительства Мурманской области сменили названия

Не важно,как называется должность! ВАЖНО,как работает чиновник на благо людей!...


Вас Буш: Минсельхоз отрегулирует сбор грибов и ягод в российских лесах

А там и за пешеходов возьмутся, ходят, подлецы, бесплатно по тротуарам. истирают асфальт подошвами!...


Bad Words: Мурманский краеведческий музей закупит инсталляции на 60 миллионов

Ну без этого ну никак мурманчанам не обойтись! ...


Seed: «Умные скамейки» в Мурманске не греют горожан

Так скамейки не для людей делали! Сколько голубей уже погрели там свои лапки! А о том, что где они сидят - там и гадят, никто конечно не...


Клетчатый: Большой пестрый дятел прилетел в Мурманск

На нашего Буншу похож ©...








Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
info@severpost.ru
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus