Новости





































ВСЕ НОВОСТИ →

Известны подробности трагедии на глубоководной станции «Лошарик»

Новости | 23 07 2019, 09:18 | СеверПост

Фото:topcor.ru

14 офицеров-гидронавтов могли эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого до конца боролись за живучесть глубоководной станции АС-31.

Подводники, по данным участников расследования, до последнего боролись за живучесть станции, израсходовав на тушение очагов пожара все имеющиеся на борту средства.

Погибли гидронавты от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, пишет «КоммерсантЪ».

По данным близкого к расследованию катастрофы источника, вечером 1 июля гидронавты завершали контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания.

Тремя днями ранее атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила пристыкованную к ней станцию на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря.

Там два сменных экипажа АС-31 проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата после планового техобслуживания.

По окончании контрольного выхода лодка-носитель вместе с АС-31 должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.

«За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня»,— пояснил один из собеседников издания.

По его словам, пожара в привычном смысле этого слова на подводных лодках не бывает, поскольку конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.

Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически на ощупь.

Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.

Источники «Коммерсанта» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной её стадии, не представляла большой опасности для экипажа.

Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.

Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.

Оставление горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность.

Как пояснили собеседники издания, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, и гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.

Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.

Борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля.

По данным источников, командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.

Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.

Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.

Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых ёмкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).

Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники издания, все изолирующие дыхательные средства.

После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.

Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.

В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения.

Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.

Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.

Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв.

Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.

Как пояснили «Коммерсанту» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.

Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз.

Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.

Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.

После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.

В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель».

Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.

Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.

Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия, и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «КоммерсантЪ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.

Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.

Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей её автоматике.

Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на её клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота ещё не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями.

До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объёмные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.

Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв.

Собеседники утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками.

Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.

Напомним, 1 июля пожар на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» привёл к гибели 14 морских офицеров.

Читайте также на СеверПост: В отношении инструктора пропавших дайверов возбуждено уголовное дело

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.



Вас Буш | 2019-07-23 15:54:36

Начинают сказываться результаты Путинского импортозамещения, о чём он с треском провозвестил 5 лет назад.

Ответить
Александр Анипко | 2019-07-28 20:20:42

Дядя-вы больной ? Какие на секретном военном объекте могут быть импортные изделия?

Ответить
Sergiy Panasenko | 2019-07-30 06:23:52

На секретном объекте все должно быть надежным, а не отечественным.

Ответить
Sergiy Panasenko | 2019-07-30 06:22:07

Моряки были бы живы, не будь "осложнения отношений" вызванного Крымом. Бумеранг вернулся через 5 лет.

Ответить




В Печенгском округе судам ограничили выход в море
28 марта с 17.00 до 0900 30 марта вводится ограничение на выход в море маломерных судов из Печенги и Лиинахамари. В районе вводится режим повышенной...
Под Полярными Зорями серия аварий
На трассе «Кола» в районе отворотки на Полярные Зори произошло сразу несколько аварий. Череда ДТП стала причиной пробки, которая,...
Топменеджер «Росатома» арестован за взятку
В Москве задержан и отправлен под арест директор структурного подразделения «Росатома» Геннадий Сахаров. Сахаров является директором по...
В Мурманске на Объездной — массовая авария
28 марта около14.56 на перекрёстке Верхне-Ростинского шоссе и Восточно-Объездной столкнулись шесть автомобилей. Пострадал один человек. На...
Дорога в Териберку и Туманный откроется в 20.00
Мурманскавтодор заявил, что 28 марта в 20.00 будет открыт проезд по дороге Кола - Серебрянские  ГЭС  от 32 км до Туманного и...




ЧИТАЕМОЕ



Последние комментарии


Александр Крупка: Хирург в Североморске стал Почётным гражданином города

Поздравляю с заслуженным званием - "Почетный гражданин города" Желаю счастья в жизни, новых успехов, жить, творить и трудиться во имя и на радость людям! ...


Александр Крупка: Мурманская область скорбит вместе со всей страной

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ БЕЗВИННО УБИЕННЫМ... Всевышний Господи! Вернись к Заповедям Завета! Ты Всемогущ! Являясь Святым Духом, Сыном и Отцом - Воздай лукавым, И призови к...


микола: После массового отравления AMIGOS разрешили открыться

..забывают уже, про голубую дивизию.......


Александр Крупка: Малахов сравнил Чибиса с кораблём

Андрей Владимирович! Первая половина жизненного пути пройдена достойно и успешно - поздравляю Вас! Пусть следующая будет более яркой и достойной и радует Вас, Ваших единомышленников, родных и...


Ольга Архиреева: Эксперт об арктической кухне: Нужно меру знать

По поводу нормы гребешков явно перепутали количество авторы статьи, один гребешок не может весить 100г. Если в 100г гребешка 12г белка, то при норме 20-30г белка за один раз - съесть можно 200-250г...




Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
[email protected]
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus