Новости





































ВСЕ НОВОСТИ →

Реконструкция здания театра меняет его исторический облик

Общество | 01 06 2019, 15:14 | СеверПост

Фото: СеверПост

Четыре года в Мурманске идет реконструкция здания Областного драматического театра. На стройку пришел новый подрядчик и работа вроде бы идёт, но не всех устраивает то, что делают сейчас строители. Искусствовед Светлана Водопьянова рассказала СеверПост, почему отреставрированный драмтеатр не будет похож на оригинал. 

Летом прошлого года на боковых фасадах появились фальш стены с наличниками на окнах.

Заказчик работ и подрядчик объяснили, делается это в связи с проведенным исследованием, по вновь открывшимся обстоятельствам: найдены документы, подтверждающие - из проекта были изъяты «архитектурные излишества». Их то и решили «вернуть» на здание театра.

Реконструкция театра была оправдана изношенностью инженерной сети – системы вентиляции, отопления, водоснабжения, электроснабжения. Они не отвечали требованиям современных санитарных норм, правилам пожарной безопасности. Привлекала реконструкция обновлением технического оснащения сцены и зрительного зала, установкой лифтов для маломобильных групп населения. На протяжении последних лет происходила деформация стен здания. 

«Наружные стены – несущие, кирпичные; на боковых фасадах имеются вертикальные трещина на всю высоту здания, частичное разрушение штукатурного слоя; внутренние стены – несущие кирпичные; на отдельных участках имеются трещины, отслоение штукатурного слоя» («Задание по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия» от 01.11.2012 г. составлено Комитетом по культуре и искусству МО и подписано Ершовым С.Б).

Фальш стены полностью маскируют поверхность несущих стен, не позволяют вести визуальное наблюдение! Значительно увеличивают нагрузку на фундамент, что создает угрозу целостности здания.

До начала производства работ в 1952 г. ГИПРОТЕАТР направил в Мурманск заключение профессора Абелева Ю.М.: «Как видно из заключения, участок строительства театра находится в пределах эрозионной впадины и сам театр (в настоящем его положении по генплану) одним своим краем со стороны заднего фасада будет основан на скальных породах, а в остальной части – на всевозможных мореных отложениях.

В этих условиях целесообразно передвинуть здание в сторону к проспекта Сталина 10-15 м, с таким расчетом, чтобы толщина грунтов в основании до коренных (скальных) пород была не менее 4,0 м… Следует указать, что в передвижке в сторону проспекта Сталина нуждается не только здание театра, но и запроектированные в ансамбле с ним жилые дома на театральной площади, так как есть основание предполагать, что они в смысле оснований находятся в аналогичных с театром условиях».

Выводы профессора полностью подтвердились во время строительства жилого дома вблизи театра пр. Ленина 51 (современное наименование), середина здания обрушилась.

В 1956 г. из опасений обрушения проектная группа Гипротеатра ответила отказом на предложение мурманских строителей облицевать стены театра 35 мм плиткой, отметив, что для этого им придется полностью пересчитать весь проект! Такой возможности у нынешних подрядчиков не было. Со слов заказчика работ Министерства строительства МО – проект до сих пор не найден.



Формальное обоснование возвращения излишеств изложено в исторической справке, составленной ООО «Научно-реставрационное объединение» г. Москва, выполненной по контракту от 07.11.2018 г. с ГОКУ «Управлением капитального строительства МО».

Только в конце 2018 г. директор Бендус А.Д. обратился к председателю Комитета градостроительного и территориального развития администрации г. Мурманска с просьбой оказать содействие сотрудникам ООО Салимовой М.А. и Елисеевой И.Г. в сборе информации об объекте культурного наследия «Здания Мурманского областного драматического театра», г. Мурманск, пр. Ленина, 49, для составления исторической записки.

Документ подтверждает – оправдание сделанному попытались найти уже после того как на стены были «возвращены» архитектурные излишества и выполнен эскизный проект реконструкции.

Подготовительные работы и строительство театра в Мурманске велись почти двадцать лет с 1947 по 1963 гг. Первым предложением мурманчан было строительство театра на 1000 мест, с большой сценой и оркестровой ямой для постановки драматических, оперных и балетных спектаклей, выступлений симфонического или эстрадного оркестра. В 1948 г. решили строить театр на 800 зрителей.



В эти годы менялась концепция постановки театра на выбранном участке – вдоль красной линии на проспекте Сталина, в глубине театральной площади с отступом от красной линии. В первом варианте могли появиться широкие въездные арки и тогда жилые дома должны были разместиться по обе стороны от театра за ним.





Дальше эскиза этот вариант не пошел. Остановились на постановке с отступом от красной линии. Одновременно со зданием театра планировалось его обрамление зелеными газонами и разбивка сквера шириной в 100 метров на противоположной от театра стороне через проспект Сталина.

Менялся состав проектной группы, даже название проектной организации за время строительства театра сменилось с ТЕАПРОЕКТ на ГИПРОТЕАТР. Авторами первого проекта в 1952 г. были Максимов П.П., Бродский С.Г., Напреенко … Затем Бродский покинул проектную группу, вместо него соавтором выступила Чечик Е.Н. Сохранилось положительное экспертное заключение на технический проект театра (протокол № 205 отдела экспертизы Министрества культуры СССР от 27.11.1954 г.).

В нем отмечено: «Проектное задание было рассмотрено и согласовано на заседании Архитектурной комиссии 16 июня 1952 г. протокол № 11. В основу разработки проекта драмтеатра положен проект здания театра, выполненный ГИПРОТЕАТРОМ для г. Калуги. Утвержденный Советом Министров СССР 30 января 1952 г., распоряжением № 1843 г… Здание прямоугольной формы. Портальная стена делить его на зрительную и сценическую части.. Внешнее оформление здания решено в стиле русской классики. Главный фасад украшен многоколонным портиком, картушем, скульптурными группами…»

Именно так выглядит здание театра в Калуге.



В разбивке мест партера эксперт отмечает неудовлетворительную видимость 2 мест 3 крайних боковых лож. Речь идет об устройстве бенуара! «Наличие колонн, поддерживающих яруса и по задней стене, отделяющих балкон от лож – является положительным фактором с акустической и конструктивной точке зрения.

Способствует интересному решению интерьера. Помеха видимости с мест, расположенных в ложах, от наличия колонн, незначительная», отмечает эксперт.




Такой же театр мог появиться и в Мурманске. Все дальнейшие события изменили этот ход событий! В конце 1954 г. Максимов обращается к главному архитектору города Антонову А.Ф.: «сообщаю, что в плане работ нашего института, почему-то разработка раб. чертежей на 1955 г. – не стоит.

Мне думается следует позвонить нашему Министру или заместителю его тов. Калмыкову (который утвердил проект) и как можно скорее планы уже сверстаны». Рабочие чертежи по проекту Максимова так и не появились. На этом переписка с Максимовым прекратилась. Вместе с Напреенко он был направлен на строительство театра в Калугу. Дальнейшую переписку по проекту театра в Мурманске ведет Елизавета Натановна Чечик, во всех последующих документах она названа автором проекта.

В 1955 году вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». ГИПРОТЕАТР срочно стал менять не запущенные в работу проекты! Здание драматического театра для Мурманска оказалось в их числе. ГИПРОТЕАТР направляет для согласования изменения в проекте. В Мурманске отмечают – «Предложения ГИПРОТЕАТРА по устранению излишеств в отделке, планировке здания драмтеатра г. Мурманска вносят существенные изменения в объем, композицию и архитектурный образ здания».

На плане 1956 г. четко обозначен план строения. Он уже отличается от проекта Максимова. Нельзя было полностью отказаться от излишеств декора, коринфских капителей, сложных карнизов, архивольт, парапетов, двухрядных колонн и тд., не изменив полностью проект здания, его архитектурный стиль. Фасаду была придана строгая простота и лаконичность. Боковые фасады решены в соответствии с главным. Изменился объем здания. По проекту Максимова - он составлял 38010 м куб, по проекту Чечик – 34500.

Проектировщикам понадобилось время для переработки проекта. В 1956 г. строительство театра было законсервировано по решения ГИПРОТЕАТРА. Готовятся рабочие чертежи, планы. Появился план готовности чертежей.


Архитектурное решение, которое предложила Чечик создает образ величественного монументального строения. Лишенное мелких деталей, оно восхищает гармонией и соразмерностью объемов.

Массивные колонны и пилоны портика увенчаны не классическим фронтоном, а аттиком. Здание вобрало в себя черты конструктивизма и неоклассицизма. Гармонично вписывается в архитектурную среду Мурманска. Доминантами которого, были и остаются здания и жилые дома в стиле конструктивизма и постконструктивизма.

Тем самым Елизавета Натановна воплотила одно из самых важных устремлений архитекторов середины 50-х гг. – создание уникальных, но связанных со стилем застройки архитектурных акцентов.





Зрительный зал драматического театра в Мурманске значительно отличается и от проекта Максимова и от зала калужского театра. Это так же говорит о том, что переработан проект был полностью. Решение зала лаконично, но изящно. Выполнено с большим вкусом.



Архитектор Чечик лично вела авторский надзор и постоянно участвовала в процессе строительства. В архиве сохранились ее замечания от 1963 г., сделанные накануне сдачи театра. «Швы штукатурки фасада, окрашенные в красный цвет местами обрываются ниже цоколя.

Местами вертикальные швы прерываются, отчего вместо нейтральной разбивки стены на квадраты образуются как бы гигантские камни, уложенные с перевязкой швов. Необходимо четко протянуть все швы, дотянуть вертикальные швы до гранитного цоколя… Барельеф на аттике главного фасада следовало бы выполнить в одинаковом цвете и фактуре с терразитовой штукатуркой стены…

Белый цвет, резко отличающийся от фона, делает всю композицию раздробленной» и т.д. Сегодня ее записки должны были стать руководством в проведении реконструкции театра.

В 1963 г. состоялась приемка здания театра. В авторитетную приемную комиссия под председательством Антонова А.Ф. вошли – гл. инженер Облсисполкома Зорич Н.А., начальник Областного управления культуры Клюшева Л.А., директор Обладрамтеатра Лепский Г.Н. и др. Единственным автором проекта здания значится – Чечик Е.Н.

Заслуженный архитектор РФ Чечик Елизавета Натановна прожила долгую жизнь. По ее проектам построено семь театров от Донецка до Улан-Удэ. Здание театра в Донецке признано памятником архитектуры. На пенсию вышла в 75 лет. В зрелом возрасте писала стихи, изучала иностранные языки, освоила компьютер. Ее не стало в год начала реконструкции нашего театра в 2015 году.

Мы обязаны сохранить если не целиком, то хотя бы то, что еще можно спасти от проекта выдающегося архитектора. Вернуть фасадам театра историческое решение! Проект реконструкции до сих пор не прошел историко-культурную экспертизу.

Изменение предмета охраны было выполнено в конце 2018 г., стоимость работ по договору с подрядчиком составила 450 тысяч рублей. Следует напомнить еще и том, что здание было включено в реестр памятников в том виде, в каком принимала его комиссия у автора проекта. Каким его полюбили мурманчане.

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.







В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание...
Киловатты добра
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за...
Разворот на Восток
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта...
Куда поставить мурманскую ёлку?
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную...
В приоритете социальный компонент. Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до...




ЧИТАЕМОЕ



Последние комментарии


Ирина Семенова: Отпрыска королевского семейства Норвегии обвиняют уже в двух изнасилованиях

Так у него папа мафиози. А кровь не водица. ...


Галина Лабус: Областному управлению финансов не дали в долг миллиард

Сократите свои космические ЗП и не нужны будет кредиты!!!...


Александр Крупка: «Вы же этого хотели?»: Медведев отреагировал на заявления Путина

"Южмаш" и "Белый дом" имеют определенное отличие, от которого зависит наша победа! "Если драка неизбежна, бить надо...


Виктор Буянов: Браконьеру из Кузомени грозит два года отсидки за три «хвоста»

Видно это были акулы каждая по тонне....


.¯\_(ツ)_/¯.: Гендиректор Фонда развития территорий: Жильцам девятиэтажек достаточно платить на капремонт на 6 рублей больше

Сперва на 5,6руб. Потом на 5,6руб за м2. Потом на 5,6руб за м2 с каждого проживающего. И наши дорогие чинуши, кроме как создать себе очередную кормушку, ничего придумать не могут. Хотя идея создать...




Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
info@severpost.ru
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus