«Следователь должен быть грамотным и честным»
Мнения | 11 12 2017, 09:00 | СеверПостГлава Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области Андрей Ефремов дал агентству СеверПост эксклюзивное интервью, где рассказал о своей работе, назвал сильные стороны следователя и прокомментировал статистику преступлений.
- Как Вы получили назначение в Мурманске?
- До апреля этого года я проходил службу в Северо-Западном управлении следственного комитета в должности заместителя руководителя управления. С 28 апреля этого года назначен сюда приказом Председателя Следственного комитета исполнять обязанности. В этой должности я и прохожу службу.
- А Вашим желанием не интересовались? Или это не принято?
- Ну, безусловно желание спрашивается и учитывается. Но мы все люди в погонах, и когда руководство доводит свою позицию, принимаем это беспрекословно для выполнения. Однако я абсолютно не жалею, что оказался в этом регионе.
- Какие у Вас впечатления о Мурманске складываются? Вы об этом городе много знали до этого?
- Я об этом городе многое знал до этого, потому что я именно здесь начинал свою службу в 1999 году в должности следователя военной прокуратуры. Поэтому регион для меня известен со всех сторон. Он интересный, он развитый и стабильный. Так что у меня было представление о том, как тут свою работу строить. Каких-то неясностей по поводу того, как строить работу управления, чтобы проводить политику руководства страны, руководства следственного комитета, у меня нет.
- А с чего Вы начали, когда приехали в Мурманск? С чего обычно начинает руководитель регионального управления Следственного комитета?
- С точки зрения инфраструктуры или обстановки — нет, ничего не менял. В первую очередь, как и любой руководитель в любой организации, познакомился с личным составом, который я возглавляю. Был проведен анализ результатов нашей деятельности за предыдущие периоды, определены слабые и сильные стороны, намечены пути, для того, чтобы поднять работу на должный уровень.
- То есть, Вы уже выстроили, как говорится, команду под себя?
- Да, команду свою, но при этом состоящую из того личного состава, который здесь проходил службу и до этого. Конечно, были приняты какие-то кадровые решения, потому что каждый руководитель по-своему выстраивает внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому некоторые офицеры ушли, ну а те, кто остался, показывают достойный результат. Они все «в обойме».
- Мы ещё вернёмся к этим семи месяцам, потому что много за это время резонансных событий произошло. Хотелось бы начать с общего. В федеральных СМИ появились сообщения, что возможны очередные реформы. Опять следственный комитет могут переподчинить прокуратуре, как это было раньше. Что Вам об этом известно?
- Я такой же потребитель этих слухов, как и все. Я знаю, что и мой личный состав за это переживает. Но официально знаю о том, что наша структура подчиняется Президенту, моё управление подчиняется Председателю, и по линии Центрального аппарата Следственного комитета я ничего об этом не слышал. Нам не приходило никаких предварительных распорядительных документов, либо бумаг информационного характера. Также как, в общем-то, не было и каких либо указаний со стороны нашего Верховного Главнокомандующего.
- А как Вы считаете, это нарушит тот баланс, или ту выстроенную модель, которая на сегодняшний день уже существует: следствие - отдельно, надзорная функция прокуратуры — отдельно?
- Уже прошло время, и, не скрою, основной «костяк» тех сотрудников, которые ушли изначально в следственный комитет, бывшие работники прокуратуры. И сейчас у нас проходят службу, в большинстве своём, те, кто вышел из той системы.
Сказать, что будет нарушен какой-то баланс? Не знаю. Опять же, повторюсь, что, если будет принято решение руководством страны, то, естественно, мы его выполним.
- После наступления пресловутого кризиса уже не первый год зарплаты силовиков заморожены. Есть ли в связи с этим какие-то сложности при подборе людей на работу? Наблюдаете ли недовольство среди действующих сотрудников?
- В нашем северном регионе с учётом всех надбавок грех жаловаться на зарплату. Поверьте мне как человеку, пришедшему сюда на службу с руководящей должности из Санкт-Петербурга, пожаловаться я не могу. Более того, у нас ни на материальное обеспечение, ни на вещевое обеспечение никто не может пожаловаться.
Я не могу провести разграничительную линию между военными, полицейскими, прокуратурой, но думаю, что в этой цепочке мы на достойном месте. И надо сказать, что у нас и текучесть кадров за счёт материального стимулирования, денежного довольствия, вещевого довольствия, минимальна. От нас люди не бегут, а желающих поступить на службу всё больше и больше. Причём, просятся и из нашего региона, и из других. Поэтому существует и конкурс на замещение вакансий.
- В связи с тем, что конкуренция растёт, и желающих служить в Вашей структуре становится больше, появились ли какие-то дополнительные требования к кандидатам?
- Безусловно, когда увеличивается конкурс на место, то ужесточаются и условия отбора. Это естественно. В нашем случае определяющий фактор — не только характеристики с прежнего места работы, но и сам человек и его возможности, с точки зрения того, какую он пользу принесёт системе, и насколько он будет полезен для государства.
У нас в соответствии с требованием приказа Председателя (Бастрыкин А.И. - председатель Следственного комитета Российской Федерации — ред.) все проходят отбор через полиграф. Соответственно, у нас в штате есть эксперт-полиграфолог, который проводит обследование кандидатов для поступления на службу.
Выявляются слабые и сильные стороны человека, негативные факты биографии, а также факторы, препятствующие поступлению на службу. Результаты обследования доводятся только до меня и являются секретными. Итоговое решение по кандидату принимается по результатам рассмотрения в совокупности всех проверочных материалов.
Более того, человек проходит медкомиссию. Не дай Бог, попадутся те, кто употреблял наркотики или у них были какие-то другие девиантные проявления. Плюс у нас установлен квалификационный экзамен. То есть, человек приходит, перед ним экзаменационная комиссия из 10 человек. Он вытягивает билет, и сдаёт экзамен на предмет того, насколько он готов по знанию норм права.
- А для Вас самого какой критерий оценки будущего следователя — главный?
- Первое — это грамотность, желание работать. И ещё очень важно — честность. И всё это объединяется в одно офицерское качество. Это то, чем должен быть наделён сотрудник Следственного комитета, начиная от рядового и заканчивая самым большим руководителем.
На днях я был в Никеле. В силу спешки выезда мы имели ограниченное время, чтобы уведомить людей, что я приеду туда. Я, честно говоря, переживал, что никто не придёт. Но люди пришли, и не только с жалобами. Пришли и те, кому помогли. Даже не по каким-то правовым вопросам, а по житейским.
И есть тому примеры, когда мы приходили на помощь людям в том же Заполярном, где люди не могли попасть на приём к врачу. Это не относится к нашей деятельности, но в силу тех самых качеств, которыми должен обладать сотрудник следственного комитета, мы и житейские вопросы такие решаем.
Более того, помните, весной ваши коллеги разместили в медиапространстве новость о том, что пожилая женщина-инвалид не могла спуститься на улицу, поскольку с дорогой была проблема, подход к дому был заснежен? Наши сотрудники без команды выдвинулись и решили этот вопрос. В итоге управляющая компания на момент приезда наших офицеров всё убрала, и человек смог спуститься.
- Это говорит, что не все чиновники, даже в погонах, бюрократы.
- Я просто уверен, одна из наших значимых задач - минимизация бумажного оборота в управлении, переход на автоматизацию. У нас установлена система электронного документооборота. Более того, когда я пришел сюда, одним из управленческих решений было предложение всем структурным подразделениям поделиться предложениями о том, как бы они сами оптимизировали свою работу.
Андрей Александрович Ефремов назначен исполняющим обязанности руководителя Следственного комитета по Мурманской области в апреле 2017 года.
До этого занимал должность заместителя руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте.
Начинал службу военным следователем в Мурманске в 1999 году. Затем работал на различных должностях в следственных структурах Северо-Западного Федерального округа.
Самое интересное, что эти предложения, которые поступили с мест, сейчас на 90 процентов воплощены. Мое глубокое убеждение в том, что это нас разгрузило и ориентировало на то, чтобы мы непосредственно занимались вопросами, связанными с деятельностью Следственного комитета.
- И всё же, немного статистики не повредит. Каких, по Вашему мнению, преступлений в последнее время стало больше, а каких - меньше? Есть какая-то тенденция?
- К счастью, и по всей стране, и в нашем регионе наблюдается снижение преступности всех категорий. От тяжких, особо тяжких до преступлений небольшой тяжести. Эта тенденция зародилась в 2016 году и она не связана с «латентной» преступностью, с нераскрытой преступностью. Потому что по нашему региону мы можем констатировать незначительное увеличение, порядка 8 процентов, уголовных дел коррупционного характера. Это в целом.
- То есть, жить стало поспокойнее?
- В целом, да, но еще спокойнее было бы, если бы подвижки были бы видны сильнее. Но тенденция есть, и это радует. Это говорит о том, что и власти региона, и правоохранительные и надзорные органы работают в одном направлении.
- Про преступления. Недавно состоялся суд над бывшими руководителями мурманского управления МЧС, которые оформляли «мертвые души» и получали за них деньги. И вот снова задержания - в Североморске, Александровске, и это снова руководители...
- Ранее следственным управлением уже было окончено многоэпизодное уголовное дело в отношении бывших сотрудников МЧС за совершение аналогичных преступлений. Наказание суд уже вынес. Нынешние обвиняемые, фактически наблюдая за ходом судебного разбирательства, продолжали хищение бюджетных денежных средств.
Установлена причастность к совершению преступления четырёх фигурантов из числа действующих руководителей подразделений ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России». Но обращаю внимание, что это подразделение не входит в состав региональной службы МЧС и часть фигурантов сейчас сотрудничает со следствием.
В настоящее время дело ещё расследуется, поэтому комментировать его более подробно не могу. Но как только будет завершено расследование, мы обязательно известим общественность о всех деталях преступлений.
Сейчас нами расследуется ещё одно сложное резонансное дело по факту совершения бывшими сотрудниками УГИБДД МВД России по Мурманской области. Обвиняемые инсценировали ДТП и предоставили подложные документы в страховые компании.
Тем самым, введенные в заблуждение представители страховых компаний выплачивали им денежные средства в качестве страховых выплат. Общий ущерб составил свыше 3 миллионов рублей. Сейчас идет расследование.
- Тогда скажите, за то время, что Вы возглавляете региональный Следком — какое дело, стало для Вас самым громким?
- Мне нравятся до конца раскрытые дела различных категорий, то, что значимо для нашего региона. Помните, в Североморске были найдены фрагменты расчленённого человеческого тела? Я лично сам даже не надеялся на то, что это преступление будет раскрыто, думал, что это будет очень сложно. И ведь совместно с УВД раскрыли!
Ещё по-человечески радует, когда мы добиваемся выплаты зарплат, и люди за это благодарят. Приятно сознавать, что к концу этого года 400 миллионов рублей неуплаченных налогов будут возмещены государству. Каждое из этих направлений работы значимо для меня, для управления. Главное, чтобы стопроцентный результат в работе был: преступник задержан, зарплата получена, и так далее.
- Мои коллеги-журналисты приводят Следственный комитет в пример, когда говорят об открытости власти. Порой от чиновников ответа на свой вопрос годами не дождешься, у Вас отвечают всегда и на любые вопросы. Почему? Есть приказ Бастрыкина, или это Ваше указание?
- Это общая позиция нашего руководства, и я её полностью поддерживаюю. Мы публикуем всю информацию в открытом доступе. В этом году даже открыли страницы в социальных сетях, чтобы население получало обратную связь. Оттуда, из соцсетей, мы порой и моментально реагируем тревожные факты. Это повышает уровень доверия населения к нам. И для нас это очень важно.
Представьте: 2039 год. Вы садитесь в аэротакси и отправляетесь к себе домой – в одну из квартир новой очереди «Кольских огней». По...→
Помощник президента Владимир Мединский во время визита в Мурманск взорвал медийную повестку. 11 лет образования являются «непозволительной...→
C 1 марта этого года вступили в силу требования закона, которые обязуют оленеводов маркировать своих оленей. Обновлённое законодательство затронет...→
В преддверии наступления Нового 2024 года СеверПост обратился к известным в Мурманской области людям с просьбой ответить какое событие уходящего 2023...→
Судя по всему, концепция «магазин у дома» в Мурманске сменилась на «бухло в каждый подъезд». Концентрация алкоточек в центре...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Сперва на 5,6руб. Потом на 5,6руб за м2. Потом на 5,6руб за м2 с каждого проживающего. И наши дорогие чинуши, кроме как создать себе очередную кормушку, ничего придумать не могут. Хотя идея создать...
Они чего там курят?...
"Эксперт" вообще вменяемый? А жить где? А кушать что? Одеваться не надо? ...
Успехов и удачи в деле осуществления и внедрения стратегии Развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности! Семь футов под...
Эти цифры только подтверждают, что НА СЕВЕРЕ НИЩИЕ ЗАРПЛАТЫ!!! Почти 70% жителей ПО НАЧИСЛЕНИЮ, а НЕ НА РУКИ, 100 тысяч не получают....
01 08 2024, 10:48
Четверо в лодке, не считая....
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
17 11 2024, 10:00
«Апатит»: Трижды орденоносный комбинат
07 11 2024, 16:50
«Апатит»: Комбинат больших достижений
14 10 2024, 11:30
Опыт из первых рук. Мурманск собрал профессионалов со всей страны
04 10 2024, 11:43
Коммунальный триллер с элементами детектива
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
09 10 2024, 14:48
Судоходство на мели?
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
17 11 2024, 12:00
Гонка, которой еще не было, а могло и не быть
23 10 2024, 13:39
О, спорт! Ты – кэш
18 10 2024, 15:53
Спорт начинается с детства
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
17 11 2024, 14:58
В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
14 11 2024, 15:12
Киловатты добра
12 11 2024, 16:31
Разворот на Восток
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37