Как тарифная политика РЖД создает проблемы с подготовкой к зиме
Бизнес | 07 12 2017, 12:02 | СеверПост
Эксперты утверждают, что государственная монополия создает условия, при которых под угрозу попадает прохождение отопительного сезона на всей территории страны. Все дело в тарифах РЖД на вагоны.
В конце октября – начале ноября в правительство стали поступать жалобы ряда объектов ЖКХ на нехватку угля в связи с дефицитом вагонов. Затем свою обеспокоенность стали высказывать энергетические компании. Сначала это был «Газпромэнергохолдинг», поставляющий электричество и тепло миллионам жителей Центральной России и Урала и чья Новочеркасская ГРЭС в Ростовской области испытывает проблемы с поставками угля.
Следом за газпромовскими энергетиками выступил и «Русгидро», дальневосточный дивизион которого обеспечивает две трети выработки электроэнергии для Дальнего Востока. На входящие в состав холдинга Хабаровской ТЭЦ-3, Благовещенской и Артемовской ТЭЦ запасы угля сокращаются, а месячные графики поставок угля исполняются менее чем на 40%.
В письме, направленном компанией в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича, с тревогой говорится, что «в перспективе данная ситуация может привести… и к ограничению тепло- и энергоснабжения потребителей в период прохождения осенне-зимнего периода», пишет издание МК.RU.
В целом же, как подчеркивают эксперты, в нынешних условиях угольные электростанции потеряли конкурентоспособность в рамках межтопливной конкуренции, что создает серьезные проблемы. В частности, это снижение энергетической безопасности, основанной на топливном разнообразии энергетики, а также возможный рост социальной напряженности в регионах с проблемными угольными ТЭС.
В чем же причины парадоксальной ситуации, когда угольщики рапортуют о росте добычи топлива, а на тепловых электростанциях он стал дефицитом? Специалисты указывают, что высокие мировые цены на уголь способствуют его приоритетному экспорту.
В результате доходность поставок на экспорт до 50% превышает доходность поставок на внутренний рынок. Статистические данные говорят о том, что если погрузка угля на сети РЖД за 9 месяцев 2017 года выросла на 9% к тому же периоду прошлого года, то рост отгрузки на экспорт подскочил аж на 18 с лишним процентов.
Но мировая угольная конъюнктура, заставляющая добывающие компании работать на экспорт, – это только один элемент общей картины. Другой элемент – и причем немаловажный – политика РЖД в отношении угольных компаний.
Скидки на дальние железнодорожные перевозки каменного угля могут достигать 60%. Понятно, что такое «благоволение» монополии фактически стимулирует экспортную ориентацию угольщиков и закрепляет этот вектор развития отрасли.
Между тем попытки российских энергокомпаний договориться с РЖД о скидках по поставкам угля на ТЭС, по словам заместителя генерального директора «Газпромэнергохолдинга» Павла Шацкого, заканчивались безрезультатно. «Под риском находится около 7–8 млн тонн перевозок, которые они (РЖД) сейчас имеют гарантированно», – отмечает он.
Тарифная стратегия РЖД в части перевозок угля, похоже, строится таким образом, что, давая солидные скидки на экспортные поставки, монополия компенсирует их высокими тарифами для других категорий грузов, в том числе и для «внутреннего» угля. Но возникает вопрос, почему это должно субсидироваться государством в лице РЖД?
Еще один аспект – дефицит вагонов, о котором говорилось в начале статьи. Дефицит полувагонов действительно существует. Но связан он не столько с нехваткой транспортного состава, сколько с его простоями.
Рекордный урожай зерновых этого года породил пробки в портах. Из-за сложной навигационной обстановки вагоны по несколько дней ожидают разгрузки, что негативно сказывается на сроках их оборачиваемости.
Кроме того, низкие ж/д тарифы и высокий спрос на щебень в России ведут к активному использованию полувагонов в импортных операциях, что опять-таки усиливает их внутренний дефицит.
Анализ ситуации показывает, что точкой пересечения проблем с поставками угля на электростанции, щебня на строительство дорог и зерна на элеваторы является железная дорога, которая по сути выступает в роли подлинного рыночного регулятора.
И может, вместо увеличения тарифов на электроэнергию, о чем уже заговорили отчаявшиеся получить свой уголь энергетики, стоит прежде всего разобраться с РЖД, которая своекорыстной тарифной политикой фактически душит социально значимые отрасли страны?
Во власти можешь ты не быть. Но с бизнесменом быть обязанВот уже неделю пустует кресло бизнес-омбудсмена Мурманской области. Бывший уполномоченный по делам предпринимателя Марта Говор стала министром...→
Иск на дорожный миллиардПрокуратура Мурманской области подала в арбитражный суд региона иск к ООО «Аквариум», учредителю организации и двум генеральным...→
«Лодку и так качает, ещё и вёсла отбирают»Минфин России представил пакет фискальных новаций, призванных обеспечить доходы федерального бюджета на 2026–2028 годы. Среди ключевых мер...→
Подстраиваемся, как можемКажется, северяне уже начали привыкать к ограничениям мобильного интернета. Где-то сложности возникают на короткий промежуток времени, например,...→
Инновации и партнёрство - будущее малых городовЕсть ли у малых городов будущее? Как историческое наследие, местные традиции и креативные индустрии могут стать драйверами экономики? На эти и другие...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Из серии комиксов "да, но..." Бесплатная регистрация, но в ближайшем будущем прям чуствуется новый налог. И чумачечим бабкам как-то пофиг на эту бесплатную регистрацию. Они как содержали в...
Артур Попов, то что это монопольный сговор, знает каждый пассажир аэропорта,и даже первоклассник, не Ваш уровень просто обрисовать беззаконие, а вы как власть имущий чиновник, что предложили, что...
Читая этот... хмммм... опус, всплыли в памяти две цитаты: "страшно далеки они были от народа" и "правительство на другой планете живёт,...
Депутат поделился мнением, пояснил, заключил. Но что-то ничего нет про реальные действия по борьбе с этой незаконной предпринимательской...
А что тут обсуждать? -Надо просто ещё повысить налоги!...
31 10 2025, 14:11
Оптимизация с ампутацией
13 10 2025, 17:51
Из жизни бывших
09 10 2025, 12:27
Забыть про Орешету?
07 11 2025, 12:17
Во власти можешь ты не быть. Но с бизнесменом быть обязан
02 10 2025, 16:15
Иск на дорожный миллиард
29 09 2025, 14:26
«Лодку и так качает, ещё и вёсла отбирают»
23 10 2025, 14:19
«Ситиматические» отмазки и мусорные заложники
09 09 2025, 12:35
«Кокосовый» оптовик: Часть вторая
20 08 2025, 15:42
Крыша поехала: Как строят дома в Арктике
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
18 09 2025, 09:45
Сталкер по-мурмански
16 01 2025, 15:07
Между нами тает лёд
13 01 2025, 17:49
«Улётное» воскресенье
10 09 2025, 12:52
Ход коньком
18 08 2025, 12:58
Спорт в новом формате
12 07 2025, 10:21
«Дрифт – это жизнь между рулем и асфальтом»
28 10 2025, 17:08
Шуба, как у деда
10 07 2025, 14:37
На Севере – шить?
29 10 2025, 16:21
«Осенний детокс»: Как подготовиться к полярной ночи
27 10 2025, 15:15
Благоустройство с просрочкой
24 10 2025, 12:51
Что МРОТ грядущий нам готовит?
27 01 2025, 17:13
Дело на миллион
17 01 2025, 10:00
Построят всех
26 11 2024, 17:58
Рост цен на 242%: Что в регионе подорожало сильнее всего за 10 лет
19 10 2025, 10:01
Держат марку
15 10 2025, 14:23
Ремонты на дорогах Мурманска
04 10 2025, 08:55
От сигнала до асфальта: Жители Заполярья влияют на ремонт дворов
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
27 06 2025, 11:53
Из Ташкента в Мурманск на велосипеде
04 06 2025, 16:25
Программа на лето
15 05 2025, 13:49






