Решать вопросы каждого пациента. Россиянам нужен независимый защитник в здравоохранении
Общество | 12 11 2021, 09:16 | СеверПостПандемия обострила проблемы российского здравоохранения. Более 50% пациентов жалуются на ухудшение качества и доступности медпомощи. И пока основной независимой инстанцией, куда пациенты могут обратиться за оперативной помощью в защите своих прав при оказании некачественного или несвоевременного лечения остаются страховые медицинские организации.
В России в прошлом году произошло рекордное за пять лет падение численности населения. По данным Росстата высокая предотвратимая (которую можно было избежать) смертность и упавшая при этом на пятую часть за последние 4 года рождаемость привели к убыли населения в 2018 году более чем на 250 тысяч человек, в прошлом году – уже 688 тысяч. В этом году ситуация явно усугубится из-за пандемии и отложенного лечения у многих пациентов. Врачи заявляют об увеличении случаев обострений хронических заболеваний, что связано с недостатком профильных врачей, задействованных для лечения больных COVID-19 в «красной зоне».
Кроме того, во многих регионах даже специализированные кардиологические и онкологические клиники перепрофилированы под борьбу с пандемией. Впрочем, пандемия лишь обострила давние проблемы российского здравоохранения с доступностью медицинской помощи. Первичное звено (амбулатории, где должны вовремя выявлять болезни, не допуская их осложнений) планировалось начать реформировать еще в прошлом году. Это задача не одного года, поскольку предстоит восполнить дефицит как врачей узких специальностей, так и терапевтов, отремонтировать здания более трети всех поликлиник и снабдить их диагностическим оборудованием.
Пока этого нет, удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи год от года снижается. В июле этого года на заседании Совета по стратегическому развитию и проектам Владимир Путин поручил министру здравоохранения Михаилу Мурашко вернуться к реформированию первичного звена.
«Деньги очень приличные там [в программе восстановления первичного звена, - прим. ред.] — свыше 500 миллиардов, и нужно, чтобы показатель удовлетворенности [медпомощью] все-таки входил в число тех, которые фиксируют качество нашей работы», — отметил президент.
В частности, его обеспокоили результаты проведенного Федеральной службой охраны социологического опроса, который показал, что «не наблюдается повышение удовлетворенности граждан системой здравоохранения». В противном случае без учета всех факторов достичь национальной цели по повышению ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) с нынешних 73,2 лет до 78-ми будет крайне сложно.
О том, что на фоне пандемии более 50% пациентов жалуются на ухудшение качества и доступности медпомощи, в частности столкнулись со сложностями доступа к профильным врачам, говорят и последние данные Всероссийского союза пациентов.
«Многие пациенты, например, с онкологией, систематически испытывают трудности с получением медпомощи: 48% ждут подтвержденный диагноз более месяца, 39% узнают о своем диагнозе слишком поздно – на 3 и 4 стадии болезни, 57% не могут получить информацию о диагнозе, льготных лекарствах и лечении, — говорит президент Всероссийской общественной организации «Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова. – Именно поэтому очень важно иметь защитников в системе здравоохранения, которые осуществляют независимый контроль, находятся на одной стороне с пациентами и имеют реальные полномочия добиваться соблюдения прав пациента».
Пока основной независимой инстанцией, куда пациенты могут обратиться за оперативной помощью в защите своих прав при оказании некачественного или несвоевременного лечения остаются страховые медицинские организации.
По данным Всероссийского союза страховщиков, если количество обращений в Росздравнадзор исчисляется тысячами, то «за 9 месяцев 2021 года свыше 4 млн застрахованных обратились в СМО за помощью, что почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года». — говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. – «Разумеется, сюда входят самые разные случаи и виды обращений, но важнейшая составляющая обращений касается нарушений доступности и качества оказания медицинской помощи, для выявления и устранения которых СМО проводят до 37 млн медицинских экспертиз в год».
По данным ВСС, нарушения, выявленные в ходе экспертных мероприятий СМО в первом полугодии 2021 г., показали, что в 78,9% речь идет о несоблюдении порядков и стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и в 16,9% - с условиями оказания медпомощи, в том числе сроками ее ожидания.
В таких случаях пациенты в основном и обращаются в СМО, которые выстроили многоканальную структуру помощи застрахованным. К ним можно обратиться по телефону, прийти лично для составления жалобы и запроса на проведение экспертизы качества медпомощи, и что чаще всего востребовано в последние годы и стало особенно актуально в прошлом – подать обращение через онлайн-сервисы.
Например, компания ООО «АльфаСтрахование – ОМС» предложила застрахованным на своем сайте онлайн-приемную «Линия помощи», которая помогает застрахованным более оперативно решать возникающие с медицинскими организациями проблемы, причем на той стадии, когда права пациента еще не нарушены и можно заранее решить вопрос с медицинской организацией о надлежащем лечении или своевременной госпитализации. Сервис подсказывает, как правильно сформулировать суть проблемы, какие сведения внести, какие документы следует прикрепить и какая помощь страховой медицинской организации может понадобиться в каждом конкретном случае.
Маленькие радости «малого локдауна»
03 11 2021По данным мониторинга обращений «Линии Помощи»: 30% застрахованных не согласны с выставленным диагнозом и не довольны назначенными методами диагностики и лечения, 29,2% – жалуются на нарушение сроков и долгое ожидание медицинских услуг, 13,8 % – на отказ в предоставлении медицинских услуг в целом. При этом 57% – требуют проведения экспертизы качества оказанного лечения и диагностики, нуждаются в экспертном мнении и рекомендациях СМО. 43% застрахованных просят содействия «АльфаСтрахование-ОМС» в вопросах плановой госпитализации, получения диагностических процедур и записи на прием к врачу.
«Мы даем обратную связь участникам системы здравоохранения, решаем проблемы с доступностью и повышением качества медицинской помощи, — поясняет генеральный директор «АльфаСтрахование – ОМС» Андрей Рыжаков.– Для повышения удовлетворенности населения качеством медицинской помощи и достижения целевых показателей по увеличению продолжительности жизни населения важно работать с каждым пациентом. Не оставляя его наедине с проблемой в получении медицинской помощи, помогая ему с решением, при этом – мы в целом системно работаем над задачей государственной важности».
Если пациент сомневается в диагнозе и назначенном лечении, то специалисты проводят экспертизу качества оказанной медицинской помощи, дают рекомендации пациентам о дальнейших действиях.
«Очевидно, что такая система контроля напрямую повышает качество оказания медпомощи, а значит, институт страховых представителей СМО доказал свою эффективность. Случаи исправления с их помощью врачебных ошибок, обеспечения своевременности госпитализации или приема и прочие – исчисляются миллионами», — говорит Дмитрий Кузнецов.
Он считает, что на фоне поставленных президентом задач по повышению удовлетворенности населения качеством медицинских услуг, необходимо распространить полномочия СМО по сопровождению и защите прав застрахованных на всех этапах оказания им медицинской помощи.
«Цель экспертиз - выявление и устранение дефектов, над которыми надо работать и руководству медорганизаций, и органам управления здравоохранением. Экспертные заключения СМО необходимо воспринимать по аналогии с предписаниями госорганов. При таком подходе, убежден, ситуация начнет меняться в нужном направлении», — говорит Дмитрий Кузнецов.
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание...→
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за...→
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта...→
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную...→
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Сперва на 5,6руб. Потом на 5,6руб за м2. Потом на 5,6руб за м2 с каждого проживающего. И наши дорогие чинуши, кроме как создать себе очередную кормушку, ничего придумать не могут. Хотя идея создать...
Они чего там курят?...
"Эксперт" вообще вменяемый? А жить где? А кушать что? Одеваться не надо? ...
Успехов и удачи в деле осуществления и внедрения стратегии Развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности! Семь футов под...
Эти цифры только подтверждают, что НА СЕВЕРЕ НИЩИЕ ЗАРПЛАТЫ!!! Почти 70% жителей ПО НАЧИСЛЕНИЮ, а НЕ НА РУКИ, 100 тысяч не получают....
01 08 2024, 10:48
Четверо в лодке, не считая....
19 06 2024, 10:23
Проекты и прожекты мурманских городничих
06 05 2024, 14:01
Саамообман
17 11 2024, 10:00
«Апатит»: Трижды орденоносный комбинат
07 11 2024, 16:50
«Апатит»: Комбинат больших достижений
14 10 2024, 11:30
Опыт из первых рук. Мурманск собрал профессионалов со всей страны
04 10 2024, 11:43
Коммунальный триллер с элементами детектива
12 07 2024, 13:48
Дорожные ямы во дворах и как с ними бороться
14 05 2024, 12:25
«Работа сложная, но других вариантов нет»
25 07 2024, 12:05
Альтернативный долг Родине – отдать или поскандалить?
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
09 10 2024, 14:48
Судоходство на мели?
27 06 2024, 17:21
Контрабанда – это наш профиль!
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
17 11 2024, 12:00
Гонка, которой еще не было, а могло и не быть
23 10 2024, 13:39
О, спорт! Ты – кэш
18 10 2024, 15:53
Спорт начинается с детства
15 10 2024, 17:20
Культурный шок
05 08 2024, 11:23
Бесконечные грани творчества необычной «Табуретки»
22 07 2024, 14:37
«Пикник» для Мончегорска
04 10 2024, 12:24
Город – мечта. Каким хотят видеть Мурманск будущего?
02 10 2024, 16:21
Роскошь быть умным
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
17 11 2024, 14:58
В Кировске прошло первое богослужение в обновлённом храме
14 11 2024, 15:12
Киловатты добра
12 11 2024, 16:31
Разворот на Восток
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
07 05 2024, 14:23
Маршрут построен
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
13 11 2024, 12:54
Цены стремятся в космос
15 07 2024, 16:04
Полуострова сокровищ
18 06 2024, 13:37