Новости





































ВСЕ НОВОСТИ →

Романсы о финансах

Аналитика | 24 04 2017, 11:21 | СеверПост


Роман Дурягин — «главный бухгалтер» Мурманской области, человек, у которого счёт идет на миллиарды рублей, а его главная задача — сверстать бюджет так, чтобы хватило на всё и на всех. О том, как на самом деле обстоят дела с региональной казной, и где найти дополнительные доходы, СеверПост поговорил с профильным вице-губернатором.

- Недавно на сайте правительства опубликовали перечень направлений, который курирует каждый вице-губернатор. Вам, естественно, попались финансы, а еще что?

- Я курирую и координирую деятельность министерства финансов, министерства экономики, министерства имущественных отношений, комитета по труду и занятности населения.

- Ну, по труду и занятности нам не очень интересно, там вроде статистика не такая пугающая....

- Почему же, там есть интересные и не менее важные вопросы.

- Хорошо, но я с вашего позволения хотел бы начать с финансов. Напомните, вы с какого года в правительстве работаете?

- В исполнительных органах власти Мурманской области работаю с 2006 года.

- Значит помните те времена бездефицитные, когда бюджет был профицитный не было такого серьезного госдолга?

- Конечно, но я бы не сказал, что это были бездефицитные времена. Когда я начинал работать тогда еще в департаменте финансов области, то был серьезный дефицит денежных средств, заявок на финансирование было гораздо больше, чем имелось в наличии средств, поэтому рассмотрение заявок осуществлялось ежедневно, в режиме ручного управления. В первую очередь средства направлялись на зарплату, коммунальные платежи, предписания, судебные решения и лишь потом, что оставалось – направляли на другие расходы.

- Есть несколько параметров бюджета, на которые журналисты, как правило, акцентируют свое внимание, а том числе и на размер госдолга. Это же серьезная вещь, правильно?

- Серьезная.

- Поэтому я с нее и начал, можете рассказать, как он образовался и достиг сегодняшних объемов в 20 млрд рублей?

- Существенно госдолг был сокращен в 2011 году с 7,2 до 3,7 млрд рублей. По сути, этому способствовала иная политика финансирования. В попытках разобраться в каждой статье расходов, образовались существенные недофинансированные расходные обязательства, которые были утверждены в бюджете. Соответственно, в последствии нам очень тяжело пришлось.

Потому что мы вышли на следующий год с большими долгами. У многих подведомственных учреждений, у органов власти, имелись незакрытые контракты, вот нам пришлось потом постепенно все это погашать.

Были дополнительные обязательства, связанные с судебными решениями, начислялись пени, проценты за несвоевременные оплаченные работы.

Ну, конечно, за счет этого мы не набирали кредиты и все средства, которые у нас были, мы тратили в погашение, наоборот, нашего имеющегося на тот период долга.

- А что произошло затем, почему всё это связывают, ну так получилось, с появлением нового губернатора. Почему возник резкий скачек объемов внутреннего государственного долга? Появились майские указы?

- Динамика роста государственного долга пошла по всем субъектам. Появились дополнительные обязательства, не обеспеченные бюджетом.

В частности, указы президента по повышению заработной платы. Указами были доведены готовые показатели, а региональная экономика не была готова такими темпами увеличивать зарплату. Первоначальные расчеты были очень тревожными, и по итогам исполнения указов к 2018 году общие расходы на заработную плату должны были превышать все расходы областного бюджета.

Когда мы сформировали бюджет на 2012 год, год начала реализации указов, то получился существенный дефицит бюджетных средств. А каким образом можно покрывать дефицит — привлечением коммерческих или бюджетных кредитов, использованием средств от реализации госимущества, которого не так много и оно не такое ликвидное, чтобы его можно было запросто продать и получить какие-то большие средства.

Были остатки средств, на начало года, но ими полностью мы не смогли покрыть дефицит бюджета. Поэтому пришлось обратиться за помощью в коммерческие банки, поскольку бюджетные кредиты на тот момент были практически недоступными.

Сейчас же федеральный Минфин сам распределяет лимит бюджетных кредитов для каждого региона, но выдача их происходит в большей части на замещение коммерческой части государственного долга.

- Я обратил внимание, в прогнозном плане на 2017-2018 годы как раз вот доля минфиновских кредитов сведена к нулю. Это такая позиция федерального центра, то есть мы вам просто не будем оказывать помощь?

- Нет, мы не можем планировать привлечение бюджетных кредитов в своих планах, если они для нас не распределены. Минфин распределяет бюджетные кредиты региону при формировании бюджета на очередной финансовый год. В этом году нам предусмотрено 1,9 млрд рублей и сейчас документы на их получение уже направлены. 

- Правильно я понимаю, что чем лучше у нас показатели по госдолгу и дефициту бюджета, тем в более жесткие рамки ставит вас федеральный центр?

- Да.

- Получается в следующем году еще будет сложнее выдерживать параметры заложенные в бюджете?

- Совершенно верно, с каждым годом планировать бюджет из-за условий соглашений с федеральным Минфином приходиться сложнее. Конечно, нам важно не нести большие расходы на обслуживание госдолга, сокращать его, поэтому мы намерены выполнять все условия.

- Как так получилось, дали команду, грубо говоря, поставила задачу губернатор свести к минимуму дефицит или достичь минимального, как сейчас, профицита бюджета, и вам удалось это сделать? Было 3 млрд дефицита, а стал ноль. Т.е. мы получается жили расточительно предыдущие годы, за счет чего удалось сократить расходы на эти 3 млрд?

- Именно из-за того, что у нас есть соглашение, есть показатели, то и предельные параметры бюджета изначально формировали под эти показатели, чтобы дефицит был меньше 10%, чтобы общий объем долга был меньше 40% к объему собственных доходов, а объем коммерческого долга, соответственно, не выше 27%. Когда мы на эти параметры вышли, у нас получился профицитный бюджет.

Естественно, часть расходных обязательств оказались обеспечены не в полном объеме – это расходы на компенсацию убытков ресурсоснабжающим организациям, порядка 1,7 млрд рублей, льготы ЖКУ около 0,4 млрд рублей и ряд других статей расходов.




- Я правильно понимаю, что тот бюджет, который приняла Мурманская областная Дума на 2017 год еще не раз будет пересмотрен и, что, скорей всего, будут внесены корректировки и в доходной части, и в расходной. Какова вероятность того, что по итогам года он не будет уже таким красивым бездефицитным, и мы уйдем в минус?

- Вероятность есть, мы эти риски просчитываем. Раньше у нас за год было по 5-6 уточнений бюджета. Сейчас мы придерживаемся позиции: пересматриваем бюджет один раз весной и один раз осенью. Первую корректировку мы стараемся делать с минимальными изменениями основных характеристик бюджета, доходов и расходов, чтобы они, как правило, сохранили, тот показатель, который был принят первоначально. Осенью – корректировка уже с учетом экономии от проведенных конкурсных процедур.

- Все-таки, как вы прогнозируете, бюджет 2017 года у нас по итогам года будет дефицитным?

- Скорее всего, он будет дефицитным, но дефицит будет не такой существенный, соответственно и госдолг у нас должен сохраниться в пределах 21 млрд рублей.

- Когда в первом кризисном 2015 году поступила задача на то, чтобы снизить планку расходов, я так понимаю, что вам это удалось, можете меня поправить. Значит, вы нашли какие-то расходы (направления), куда уходили деньги и нашли, от чего можно было?

- В 2015 году был разработан план оптимизации расходов. Были сокращены государственные задания для наших подведомственных учреждений, сокращены фонды оплаты труда госслужащим на 10%, были усовершенствованы малые закупки, стоимостью до 100 тысяч рублей.

- То есть, начали экономить по мелочам и не было такого, что обнаружили миллиард, который уходит в трубу?

- Нет, такого не было. Отказывались от не первоочередных ремонтов, хотя ремонтов ежегодно необходимо очень много, от приобретения основных средств (оборудования, мебели, оргтехники).

- Я понял. То есть в 2015 году наступил режим экономии и мы до сих пор в этом режиме пребываем?

- Да. Исключили излишние командировочные расходы, поездки на различные мероприятия, которые не несут большой важности и если впоследствии документы можно посмотреть онлайн или на сайтах компаний-организаторов мероприятий.

- Я сейчас задам, наверное, дурацкий вопрос, ну вот живут США. Постоянно набирают в долг себе, и их не волнует этот внутренний долг. У них стабильная экономика, приличные средние доходы у населения.  Что нам мешает, например, так же набирать кредитов и тратить на себя, сделать ремонты и т. д.?

- Мы это неоднократно обсуждали. Практика показывает, что, чем лучше показываешь результаты, тем меньше на тебя обращают внимание, тем меньше тебе оказывают помощь. Конечно, можно не обращать внимания на показатели, которые доводит Минфин, при этом полностью отказаться от федеральной финансовой помощи и жить за счет коммерческих кредитов. Только это не надолго.

Сейчас федеральный центр пристально следит за бюджетами регионов, вводит различные ограничения, снижая самостоятельность субъектов. Кроме того, уровень закредитованности субъекта является для коммерческих банков существенным условием при предоставлении кредита субъекту, включая само решение о выдаче кредита и решение по размеру процентной ставки. Для этого мы дважды в год оцениваем кредитный рейтинг региона.

- И у нас хороший рейтинг?

- У нас рейтинг стабильный.

- Скажите, а у муниципалитетов есть рейтинги?

- У крупных муниципалитетов есть. Для остальных муниципалитетов, как правило, банки его составляют самостоятельно.

- Я подробно изучал структуру доходов бюджета, практически по всем позициям они увеличиваются. Немного, но увеличиваются. В том числе от наших крупных компаний. Скажите, мы зависим настолько, как Россия от нефти и газа, от работы Норникеля, Фосагро, Еврохима?

- Да, мы очень зависим, поскольку налоги от крупных предприятий-налогоплательщиков занимают около 70% в структуре налога на прибыль и где-то 30% в структуре налоговых и неналоговых доходов.

- А от чего еще существенно зависит объем доходной части бюджета?

- От налога на доходы физических лиц, т.е. от зарплаты. У нас много воинских частей и, соответственно, от того, насколько у них растет зарплата, зависят и поступления к нам. Также наши решения о повышении заработной платы для работников бюджетной сферы сказываются на росте этого налога.

- В какой, так сказать, сфере налогов вы видите какой-то потенциал, где можно прирастить доходную часть?

- Потенциал может быть в региональных и местных налогах. По налогу на имущество организаций за счет отмены льгот, установленных федеральным законодательством. За счет земельного налога и арендной платы за земли, при вовлечении в оборот большего количества земель, постановки на кадастровый учет неучтенных участков. 

- Мы очень часто слышим о том, что, по отношению к регионам, федеральный центр не справедлив. Речь как раз о том, что большая часть налогов уходит в федеральную казну. Вы согласны с этой точкой зрения, что надо оставлять больше налогов муниципалитетам, больше налогов региональному бюджету для того, чтобы у вас была возможность для развития? На сегодняшний день жить в таких условия постоянной экономики, я так понимаю, это небольшой тормоз для развития регионов?

- Конечно, я согласен. Сейчас управление идет по принципу «сверху-вниз», а должно быть наоборот – «снизу-вверх». Потому что внизу - это муниципалитеты, это население, которое пользуется услугами. Когда муниципалитет не имеет в достаточном объеме ресурсов, не может удовлетворить потребности населения. И в этих условиях приходится постоянно убеждать федеральный центр, зачастую, не получая необходимого отклика.

- А у вас, у региональных властей, есть инструмент какой-то, вы можете увеличивать налоги, собственные вводить?

- Такой инструмент имеется, но опять же как к этому отнесется население.

- Я могу Вам сразу сказать как.

- Мы должны пояснить, для чего мы это делаем и заручиться поддержкой граждан, иначе ничего не получится. Некоторые регионы вводят такой вид налога, как налог на самообложение граждан. И средства от этого налога используются на проекты по благоустройству территорий, инициированные гражданами - на дороги, дворы, детские площадки, спортивные площадки.

- То есть этот вопрос на повестке не стоит?

- Этот вопрос обсуждался внутри Минфина области, но на повестке решения о его введении нет.

- Тогда последний вопрос к вам, как к финансисту. Как по-вашему нам выгоден слабый рубль?

- С одной стороны да, с другой - нет. Потому что у наших горно-промышленных компаний ранее были взяты валютные обязательства для осуществления своей деятельности. Соотвественно, как только доллар начинает повышаться, то их расходная часть увеличивается. С другой стороны реализации своей продукции - в основном идёт в иностранной валюте, и чем валюта дороже, тем больше доход. И именно здесь надо найти баланс.

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.







Как росли цены в Мурманской области
Россияне традиционно жалуются на рост цен. На продукты, товары, бензин. Люди сравнивают стоимость товаров в мае 2022 года с ценами прошлых лет и...
Круги по воде
Обрушившийся мост на подъезде к Коле, по которому проходила единственная железнодорожная ветка до Мурманска, не только принес неудобства пассажирам...
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
СеверПост изучил ценники на основные продовольственные товары в крупнейших магазинах Мурманска. Мы готовы рассказать, что подорожало, а что...
«Бумажные» долгожители
По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, последние семь месяцев показали, что россияне стали существенно дольше жить. А что об этом думают в...
Типичный мурманчанин - это мурманчанка
Среднестатистический житель Мурманска - это продавщица Лена  лет сорока. СеверПост предлагает взглянуть на типичного жителя глазами заполярной...




ЧИТАЕМОЕ



Последние комментарии


.¯\_(ツ)_/¯.: Постковидное состояние: Более 70 болезней

"Запретить, не пущать!" А более адекватные мысли посещали? ...


Александр Крупка: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

Не до икры...Родина в опасности!...


микола: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

...да, да, да, а вас, товарищч Александр, назначить 1 секретарём, будете красную, чёрную икорку за народные деньги кушать... Извините, ничего...


микола: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

...точно, а вас, Алексанлр, секретарём поставить, будете икорку красную, чёрную, за народные деньги кушать.......


Александр Крупка: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

Восстановить Советскую власть и все наладится!...




Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
[email protected]
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus