Новости





































ВСЕ НОВОСТИ →

«Я избрал свой путь и пойду по нему»

Общество | 30 01 2017, 10:30 | СеверПост

Фото: vk.com/monch_sobor

В субботу трагически оборвалась жизнь протоиерея Иоанна Баюра, настоятеля Вознесенского кафедрального собора Мончегорска, благочинного Мончегорского округа. Несколько лет назад он дал интервью журналисту «Православной газеты», где рассказал о своей удивительной жизни.

Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, о себе, о своих родителях.

Родился я 2 октября 1961 года. Мой небесный покровитель - святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, именины - 20 января. И прадеды, и деды, и родители мои - верующие. Отец и мать живы сейчас. Меня они воспитали в вере с детства. Всегда ходили по воскресеньям и праздникам в храм Божий. В алтаре я с детства не прислуживал: в советское время это было сложно. Но на службы приходил. Это теперь, когда я приезжаю в родную деревню, в церкви в алтаре вижу по десять парней и даже больше. Времена изменились.

Родом я с Украины: Закарпатская область, Хустский район, село Кошелево-Залом. Церковь там у нас никогда не закрывали. А в последние годы на том же месте возвели новый храм, и вторую церковь, в другом конце села. И оба эти храма заполнены молящимися! Ведь в моём родном селе три тысячи жителей, и почти все они ходят на службы.

Отец мой, Василий Андреевич Баюр, уже на пенсии, но продолжает работать плотником. Мама, Мария Дмитриевна, до выхода на пенсию трудилась в колхозе.

Батюшка, Вы сказали, что родители водили Вас в храм с детства. Не было ли у Вас из-за этого трудностей в школе?

Вспоминаю такие случаи из своих школьных лет. На праздник Георгия Победоносца (6 мая) мы, школьники, убегали с уроков и обязательно приходили в церковь (по православной традиции, в этот день служат молебны перед первым выгоном скота. - Прим. ред.). А учителя гнали нас из храма на уроки. Конечно, тогда детей отвращали от веры, от богослужений.



Я постоянно приезжаю в родные места и знаю, что многие из наших преподавателей, которые были неверующими и препятствовали нам, своим ученикам, посещать службы, теперь обратились к Богу, покаялись. Некоторые из них даже поют в церкви на клиросе. Мои школьные учителя приглашают меня в гости на чай, беседуют. Они очень хорошо относятся ко мне, радуются, что я стал священником.

Отец Иоанн, как Вы попали с далекой, южной Украины на Крайний Север, к нам?

В Кировске в начале 80-х годов служил отец Георгий Данилец. Он женат на моей сестре.

Я приехал как-то к ним погостить. Уже тогда у меня было желание стать священником. Так получилось, что епископ Архангельский и Мурманский Исидор побеседовал со мной о том, какой жизненный путь я предполагаю избрать, узнал, что я хочу служить в храме. Через некоторое время владыка Исидор рукоположил меня во диакона. Это было как раз двадцать лет назад, в июле 1982 года. Заочно поступил в семинарию. Первым местом моего служения был храм Казанской иконы Божией Матери в Кировске.

Начало моего служения не обошлось без осложнений. Годы-то были советские. Советским органам власти еще один священник в городе Кировске был не нужен. Вызвал меня тогда сам председатель горисполкома Кировска (по-теперешнему, мэр). Это было еще до моего рукоположения во диакона. Градоначальник всячески уговаривал меня не принимать священный сан.

«Зачем Вам это? В храме одни бабушки! - говорил он. - Вы молодой, мы найдем Вам достойную работу». Но я ответил, что избрал свой путь, по нему и пойду. Нужно напомнить, что в то время священники для неверующих людей (а тогда почти все люди были неверующими) были людьми «третьего сорта».

Батюшка, расскажите о первых годах служения, о священниках Казанского храма.

Со мной служили маститые батюшки: отец Алексий Дендак, отец Василий Химчук. Они тоже были родом с Украины. Тогда в Мурманской области почти все священники были украинцы. В 1983 году настоятелем Казанского храма назначили протоиерея Василия Химчука. Он очень строго, с большим благоговением относился к богослужениям.



Раньше он был протодиаконом у епископа Архангельского и Мурманского Никона (Фомичёва), который управлял епархией до владыки Исидора. У отца Василия прекрасный голос, он великолепно пел, поэтому долго прослужил протодиаконом. И к самому себе, и ко всем сослужащим ему наш настоятель относился требовательно. Подвергал большим взысканиям за небрежное совершение богослужений. Это была для меня хорошая закалка.

Тогда я многого не понимал, строгость казалась мне ненужной. Но теперь я вижу, что под руководством отца Василия получил достойное воспитание. А иначе я, наверное, никогда не стал бы настоятелем такого огромного собора в Мончегорске.

Расскажите немного об отце Алексии Дендаке, пожилые прихожане Казанского храма тепло вспоминают о нем.

Отец Алексий Дендак - очень хороший батюшка. Мне довелось служить с ним всего год, когда он был настоятелем Казанского храма. Он вместе со своей матушкой замечательно пел, любил петь. Да и мы все тоже любили пение, собирались все вместе, пели. Матушка отца Алексия руководила церковным хором. У них было двое детей: Миша и Маша. Маша уже выросла, вышла замуж. А Михаил Дендак стал священником.

Отца Алексия потом перевели настоятелем Никольского храма в Мурманск, затем в Сыктывкар, потом в Архангельск (в Соломбалу). Родом же отец Алексий из Львовской области. Помню и сослужившего со мной священника Алексия Поповича (он из Закарпатской области). Трудно ему было постигать богослужебную практику: он был в возрасте, когда его рукоположили (уже за сорок). Отца Алексия Поповича очень любили в Кировске. Добрый был, внимательный батюшка. По воскресеньям старался всегда произносить проповедь.

Потом отец Алексий уехал с семьей в Казахстан. Вообще отношения между священнослужителями Казанского храма были теплыми, братскими. По церковному Уставу, каждый священнослужитель перед литургией читает особое молитвенное правило. А мы, священники, собирались и читали перед службой это правило все вместе.

Каким Вы запомнили свой первый приход, прихожан? Отражалось ли как-то на церковной жизни то, что прихожане были из ссыльных, раскулаченных спецпереселенцев?

В Казанском храме много старинных, прекрасных икон. Их жертвовали как раз раскулаченные. Очень трудно им пришлось во время гонений на Церковь и крестьянство. Одна женщина-спецпереселенка рассказывала, что их с мужем высадили в лесу в холод и дали им один лишь топор. Этим топором они срубили себе зимой из бревен что-то вроде кельи в лесу, хижину. А летом уже стали строить дом. Много было заключенных, лагерей. Наша железная дорога вся усеяна костями строивших ее узников.

Скажу еще несколько слов о спецпереселенцах. Наши прихожане –ссыльные, раскулаченные крестьяне были очень достойные люди. Когда их лишали имущества, насильно вывозили из родных мест, эти крестьяне брали не вещи или какие-то ценности.

С собой они везли на Север самое главное - святыни: старинные иконы своих отцов и дедов, книги Священного Писания. Я уверен, что раскулачивали наиболее благочестивых. И материальный достаток был не главным и не единственным поводом для репрессий против крестьян. Гонения начали против них как православных людей. Когда крестьян раскулачивали, они оставались без земли, без дома, без имущества... Казалось, им приходилось уходить из родных мест ни с чем. Но они уходили с Богом, сохраняя веру. Да, прихожане-спецпереселенцы отличались твердой верой.

Много ли было прихожан в советское время?

Людей приходило в храм много. Бывало, крестилось по 40-50 человек. Казанский храм был единственным храмом в Мурманской области, который никогда не закрывали. К нам приезжали верующие из Оленегорска, Мончегорска, других городов и поселков области.

Верующие в то время преследовались советской властью. Списки крещеных в храмах забирали уполномоченные. Потом чиновники «разбирались» с людьми, принявшими Святое Крещение или крестившими своих детей.



Помню, один крупный начальник крестил в восьмидесятые годы в нашем храме своего ребенка. Когда это дошло до вышестоящих органов, тоже было разбирательство. Этого человека из начальников сделали заместителем, понизили в должности. С 1988 года списки крещеных требовать перестали. Все стало меняться. Начали открывать заколоченные церкви, возводить новые. Я уже говорил, что много людей крестилось в начале восьмидесятых. И не только дети. Крестились и молодые, и средних лет люди. Но зато потом очень редко приходили на службы, почти не приходили.

Отец Иоанн, после Кировска Господь привел Вас служить в Кандалакше, в храме Предтечи и Крестителя Господня Иоанна?

Да, меня назначили настоятелем церкви в Кандалакше в 1989 году. Там мне и прихожанам удалось создать церковный хор, воскресную школу для детей при храме. Хотели уже в то время строить новую церковь, вели переговоры с Кандалакшским алюминиевым заводом. Но Бог судил иначе: тогда не хватило сил. Слава Богу, теперь храм в Кандалакше уже строится.

Батюшка, как служится Вам теперь, в Мончегорском соборе?

Мончегорск - один из самых любимых моих приходов. Хотя, можно сказать, все приходы, на которых мне приходилось служить, любимые. Собор - это особый храм. Всегда много забот по его содержанию. В Мончегорске мне всегда помогала и сейчас помогает городская администрация, а также «Мончебанк». Мы все им очень благодарны.

Здесь некогда скучать, все мы, служители храма, очень заняты. В соборе сейчас три священника, два диакона. Служим ежедневно, без выходных. К нам в Вознесенский собор приезжают со всей области креститься, венчаться. Почему? Все-таки у нас тут кафедральный собор. И освящал его сам Святейший Патриарх. Есть у нас воскресная школа. В ней учатся пятьдесят ребятишек. Уроки проводит отец Сергий Погодин, он директор воскресной школы. Стараемся, чтобы ученики наши воцерковлялись, ходили в храм. Это наше будущее.

А есть ли у Вас какие-то контакты с мончегорскими учебными заведениями?

Да, у нас сложились хорошие отношения. Нас, священников, приглашают директора школ, техникумов. Мы проводим беседы о Православии с учащимися.

Батюшка, я знаю, что у Вас большая семья - пятеро детей.

У меня четверо сыновей и маленькая дочка (она родилась в Мончегорске). Василий родился в 1983 году, Андрей - в 1984, Михаил - в 1986. Трое старших появились на свет в Кировске. Ваня родился в Кандалакше в 1992 году, Настя - в 1999 году.

Тяжело ли иметь такую большую семью? Столько детей!

Мне часто говорили неверующие люди: «Как можно, чтобы в семье было столько детей!» Я отвечал, что если у меня четверо сыновей и родилась еще дочка, то я найду для нее тарелку супа. А детоубийство допустить не могу! Кроме того, я священник - должен подавать достойный пример пастве своей жизнью. Конечно, непросто растить пятерых детей. Но я считаю, что по-настоящему тяжело не тем, кто рожает и воспитывает много детей, а тем, кто любыми способами отказывается от деторождения. Таким людям действительно плохо и тяжело.

Матушка Мария - домохозяйка, на ней держится весь дом.

Ваша жена не работает?

Сейчас не работает. Я считаю, что ее работа - дети, хозяйство.

Матушка всегда не работала?

Нет, работала. В Кировске она пела в церковном хоре. В Кандалакше постоянно руководила хором. Теперь полностью посвятила себя воспитанию детей. По словам апостола, «жена спасается чадородия ради», то есть деторождением.

 

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.







Благодатное время
С понедельника, 18 марта, и до Пасхи, 5 мая, для православных россиян – время Великого поста. Как показывает опрос ВЦИОМ, 66% россиян считают...
Вот блин!
В Мурманске празднуют Широкую Масленицу. Большая развлекательная программа для северян организована в центре города. На улице Воровского работает...
Мой ребёнок не поломанная игрушка
С каждым годом в России растёт количество детей-инвалидов. Среди них малыши, которым после рождения ставят диагнозы аутизм, синдром Дауна, умственная...
Поймали белочку
В подавляющем большинстве случаев словосочетание «домашнее животное» подразумевает, что хозяин выбрал в качестве питомца кошку или...
Оставила одного «на минутку» - ребёнок чуть не погиб
В конце февраля в Мурманске произошёл резонансный случай. В многоэтажке на улице Свердлова 30/2 взорвался обогреватель. В квартире на тот момент...




ЧИТАЕМОЕ



Последние комментарии


.¯\_(ツ)_/¯.: Постковидное состояние: Более 70 болезней

"Запретить, не пущать!" А более адекватные мысли посещали? ...


Александр Крупка: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

Не до икры...Родина в опасности!...


микола: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

...да, да, да, а вас, товарищч Александр, назначить 1 секретарём, будете красную, чёрную икорку за народные деньги кушать... Извините, ничего...


микола: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

...точно, а вас, Алексанлр, секретарём поставить, будете икорку красную, чёрную, за народные деньги кушать.......


Александр Крупка: В аптеках возникла нехватка препаратов для лечения болезней кожи и глаз

Восстановить Советскую власть и все наладится!...




Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
[email protected]
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus