«Переварит» ли Мурманск белорусский экспорт?
Бизнес | 12 09 2022, 15:12 | СеверПостНа оперативном совещании в правительстве Мурманской области губернатор Заполярья Андрей Чибис ещё раз подтвердил переориентацию части белорусского экспорта калийных удобрений на Мурманский порт. СеверПост выяснял, по силам ли это нашему региону и что даст Заполярью строительство нового объекта.
«В нынешних условиях стратегическая тема - это переориентация части белорусских экспортных грузов, прежде всего, калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. По всем вопросам меня информировали, и мы приняли решение, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью несмотря на то, что в настоящее время уже работаем в районе Санкт-Петербурга», - приводит слова Лукашенко пресс-служба главы государства.
По словам белорусского президента, ежегодный товарооборот между Беларусью и Мурманской областью превышает $100 млн, но показатель явно недостаточный, и не соответствует существующим возможностям.
Белоруссия стала искать альтернативу портам Прибалтики после того, как возникла угроза отказа Литвы и Латвии от грузов соседней республики.
Сейчас часть белорусских удобрений обрабатывается в портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги. Но это капля в море.
Как рассказала СеверПост доктор экономических наук, профессор МАГУ Наталья Щербакова, ежегодный объём экспорта белорусских удобрений – порядка 10 млн тонн. Порт Санкт-Петербурга переваливает за год всех грузов в объёме 9,6-9,8 млн тонн.
Кроме того, следует учесть, что основные массовые покупатели калийных удобрений из Белоруссии – Китай и Индия. А это значит, что для Александра Лукашенко особое значение приобретают возможности транспортировки по Северному морскому пути.
Тут бы Мурманску и карты в руки. Однако мощности нашего незамерзающего порта – всего чуть более одного миллиона тонн в год. И это общий объём всех грузов, в том числе, угля, апатита, железорудного концентрата.
Как сообщил СеверПост источник, знакомый со всеми возможностями стивидорных компаний в порту Мурманска, прямо сейчас обеспечить перевалку серьёзных белорусских объёмов не способен никто из-за банальной загруженности.
Причём, как рассказала агентству доктор экономических наук Наталья Щербакова, портовых мощностей в Мурманске не хватает даже для наших заполярных экспортёров. В частности, по её словам, грузы «Еврохима» приходится переваливать в Питере.
Правда, реконструкция причальных линий порта позволит увеличить производственную мощность до 4 млн тонн в год, но это – дело не сегодняшнего дня.
С большими объёмами белорусского калийного экспорта смог бы справиться терминал «Лавна», строящийся в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла. Он рассчитан на обработку 18 млн тонн насыпных и навалочных грузов в год.
Однако терминал планируют запустить в работу лишь во второй половине 2023 года. Пока же он готов лишь на 47%.
В том же 2023 году планируется ввести в эксплуатацию и «Морской терминал «Тулома». мощности резидента территории опережающего развития «Столица Арктики», «заточены» как раз под перевалку удобрений. Его бенефициары рассчитывают на перевалку 5,5 млн тонн в год.
Таким образом, сегодняшние договорённости мурманчан и белорусов – не сиюминутная акция, но стратегия на ближайшую перспективу.
И эта перспектива, возможно, ближе, чем кажется. Как сообщил на «оперативке» в правительстве региона губернатор Андрей Чибис, на западном берегу залива специально для перевалки грузов из братской Белоруссии будет срочно построен новый грузовой терминал.
Как добавил глава региона, его мощность составит до 7 миллионов тонн в год. А это для Мурманска очень заметный объём.
«Такое сотрудничество для нашего региона – это доходы в бюджет, это новые рабочие места, это хороший толчок к экономическому росту», - считает профессор Щербакова.
Она полагает, что, если дружественная нам Белоруссия нуждается в поддержке, то с российской стороны будет всё для этого сделано, особенно, учитывая политический фактор и ситуацию в мире.
Текущие договорённости означают и повышенное внимание к Мурманску со стороны федерального центра.
Будут ли подкреплено это пристальное внимание финансово, и на каком уровне, покажет самое ближайшее будущее.
Пока же сотрудничество с Белоруссией у Кольского Севера развивается и по другим направлениям. Так, авиасообщение между Мурманском и Минском может быть восстановлено. Об этом стало известно по итогам визита губернатора Заполярья Андрея Чибиса в Республики Беларусь.
Встреча губернатора с премьер-министром республики Романом Головченко прошла в рамках визита делегации правительства Мурманской области в Белоруссию.
«Ещё одним важным пунктом повестки рабочей встречи стало решение о совместной проработке организации прямого авиасообщения между Минском и Мурманском», - написал Андрей Чибис в своих соцсетях.
Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко приедет в Мурманск. Об этом рассказал глава региона Андрей Чибис после встречи с белорусским лидером.
«Ждём Александра Григорьевича у нас в гостях. Об этом тоже принципиально договорились», - рассказал Андрей Чибис в своем Telegram-канале.
По словам Андрея Чибиса, есть договорённость о взаимных культурных и студенческих обменах.
Он также подтвердил, что Белоруссия будет поставлять в Заполярье технику для горнодобывающих предприятий, автобусы, троллейбусы и коммунальную технику.
Об этом в Минске во время встречи с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом рассказал президент Александр Лукашенко.
«Есть хорошие наработки: до конца года больше 30 единиц, на следующий год еще 15 единиц. Это только в первом приближении. Думаю, будет больше. Нам известно про ваш интерес к шахтной технике», — цитирует белорусского лидера издание «EurAsia daily».
Напомним, в начале сентября делегация правительства Мурманской области нанесла визит в Белоруссию, где приняла участие во встречах на самом высоком уровне.
Программа визита была очень насыщенная: подписание соглашения о сотрудничестве Мурманской области с Белоруссией, встреча губернатора с премьер-министром РБ Романом Головченко.
Мурманская делегация приняла участие в Международном форуме экономического развития и осмотрела ряд промышленных предприятий братского государства.
В Москве прошел очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, в ходе которого вручили награды победителям первой Национальной...→
В Мурманске проходит профессиональная конференция «Горнорудная промышленность России и СНГ: строительство и модернизация». Место...→
На Кировском руднике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») пущен в промышленную эксплуатацию новый подземный горизонт + 10...→
Агентство развития Мончегорска поможет участникам проекта «Академия грантов» получить государственную поддержку в размере от 500 тысяч до...→
На промышленной площадке Кольской АЭС в ближайшие годы планируется возведение стендового испытательного комплекса (СИК) по производству водорода. Это...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Респект и уважение всем причастным к операции по спасению птицы! Мира и счастья вам и домам вашим!...
Будьте добры и терпимы к братьям нашим меньшим, не обижайте их, проявляйте внимание и заботу. Не забывайте - За все вам воздастся, за добро и за...
...страшно, что есть такие специалисты......
Уважаемый Максим Леонидович! Поздравляю Вас с рождением доченьки! Мира и счастья Вам и Вашей семье! Подробнее:...
Уважаемый Максим Леонидович! Поздравляю Вас с рождением доченьки! Мира и счастья Вам и Вашей семье!...
29 02 2024, 17:27
Путин: Мы одна большая семья
29 11 2023, 17:33
СеверПост выиграл суд у депутата Госдумы Веллера
29 11 2023, 12:48
Битва «титанок» как зеркало местечковой политики
27 04 2024, 12:20
Лифт социальной ответственности поднял ФосАгро на вершину признания
27 03 2024, 16:02
Ценная добыча
27 03 2024, 09:24
Горизонт возможностей
27 10 2023, 16:10
«Он очень хороший человек! И отличный работник!»
24 10 2023, 15:52
Канализационный рекорд по голоданию
24 09 2023, 11:26
Жилищный «пинг-понг» с мертвецом по-мурмански
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
21 04 2023, 10:06
Герои Заполярья — Герои России
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
06 03 2024, 16:28
Выжил после взрыва на СВО. Погиб на дороге под Печенгой
27 11 2023, 14:34
Громкое дело из Териберки ушло в суд
24 04 2024, 10:29
ФосАгро создаст в Хибинах конкурента устьянской «Малиновке»
08 04 2024, 11:54
Хибинская «бомба»
04 04 2024, 13:15
Затмим Тур де Ски
15 02 2024, 17:52
Лекари старины
01 11 2023, 16:46
Вдохновлены Заполярьем, живут в Ярославле
25 10 2023, 16:53
«Я не знала, что будет денежный приз»
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
29 12 2023, 15:28
Главное событие года глазами северян
14 02 2023, 16:24
Прогулка по Мурманску в алкоугаре?
02 05 2024, 19:17
Разинул рот
24 04 2024, 15:25
Экспорт со знаком качества
22 04 2024, 15:35
Ковдорский политехнический колледж: О профессиях – профессионально
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
17 11 2022, 16:38
Дороги Заполярья: Печальный «урожай»
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
20 02 2024, 11:44
Накипело. Чем китайцы раздражают местных
20 11 2023, 09:55
«Здесь точно будет серьезное развитие»: Глава Минэкономразвития РФ оценил потенциал «Большого Вудъявра»
06 11 2023, 16:52