Новости





































ВСЕ НОВОСТИ →

Ловозерские форварды

Туризм | 28 06 2019, 10:55 | СеверПост

Фото: СеверПост и К. Рябухиной

Что такое саамский печок, может ли важенка давать людям молоко, и сколько оленеводов уместятся в керресь? Ответы на эти и другие вопросы СеверПост нашёл в заполярной столице российских саами – Ловозере.

Наше путешествие  в Ловозеро началось с маленького приключения: с одной стороны дороги на другую перебежал огромный лось. Никакой он был не серый, а самого что ни на есть каштанового цвета.

И рогов на нём не было – «лысый» совсем. А высотой он был со шкаф. И ещё это было так близко от редакционной машины, что душа замерла.

Другого рогатого мы увидели на стеле, что находится на въезде в поселок. Кстати, весьма похож на фигурку, украшавшую первые машины ГАЗ-21.




СеверПост продолжает путешествие по Кольскому полуострову. Мы планируем объехать весь Кольский полуостров: от севера до юга, от западной до восточной его границ. Всё для того, чтобы честно написать о том, как живут люди в самых разных населённых пунктах нашей области.



И сегодня мы в столице российских саами – Ловозере. На языке лопарей это название звучит «Луяврсийт».




Водные артерии

Почти у каждого жителя Ловозера есть лодка и снегоход. И это не роскошь, а необходимый личный транспорт.

Село расположено на берегу реки Вирма, впадающей в Поповское озеро, соединённое протокой с Ловозером - третьим по величине на Кольском полуострове, славящимся сотней островов и обилием рыбы. Между прочим, длина водоёма составляет 60 километров.

К слову, Ловозеро в переводе с саамского означает «Селение сильных у озера».



Село Ловозеро — это очень старинное село. В 2019 году ему исполнилось 445 лет. Испокон веков там проживали саами - коренное население Кольского полуострова.

В 1608 году в нём было 10 веж  -  так саамы называют свое кочевое жилище - и 16 жителей мужского пола. В 1858 году проживали 120 человек.



По переписи 1989 года числилось 3 612 жителей, в том числе, 717 саами и коми 763 человека.



В 2019 осталось около 2 000 жителей.



Саами традиционно разводили северных оленей, а в конце XIX века сюда неожиданно переселились люди народа коми.

Они тоже занимались оленеводством, но однажды переселились в ловозерские тундры, спасаясь от эпизоотии копытницы - заболевания оленей. 

Наша новая знакомая тоже коми.



«130 лет назад мой дед и прадед пришли на Кольский полуостров со своими оленьими стадами в процессе переселения коми-ижемцев. И с тех пор мы здесь и живем. Я в Ловозере уже 64 года. Всю жизнь проработала школьным учителем словесности. А в свободные часы занималась рукоделием, потом стала других обучать азбуке народных промыслов - навыкам обращения и с оленьим мехом, и с рогом», - рассказала председатель Союза коми-ижемских мастеров «Дорогой короб» Елена Каракчеева.

Не все коми довольны тем, как относятся к их народу.

«Это наш глобальный  и больной вопрос: почему, имея статус коренных малочисленных народов Севера, мы не можем пользоваться всеми преференциями, что есть у саами, в том числе, рыбными квотами? Наши предки пришли сюда со своими стадами оленей. А колхозы образовывались за счёт частных оленей коми-ижемцев. На этой земле два коренных народа живут - и они равны в правах. Но, увы, всё сводится к тому, что есть только саами, а коми - нет», - возмущена председатель ловозерского отделения межрегионального общественного движения коми-ижемцев «Изьватас» Ольга Яровая.

А теперь об оленях и оленеводах.



Голливуд отдыхает

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тундра» для Ловозера — градообразующий, поскольку с ним связана практически половина местных жителей, если считать работников и членов их семей.

Этому старейшему предприятию Заполярья почти 90 лет, оно одно из первых оленеводческих предприятий СССР и одно из крупнейших оленеводческих предприятий России.

Стада СХПК «Тундра» насчитывают 24 с лишним тысячи голов. Судя по рассказам местных, рогатых ежегодно прививают от носоглоточного овода, вакцинируют в профилактических целях от сибирской язвы.

На предприятии трудятся более 200 человек, большинство из которых относятся к коренным малочисленным народам Севера.  Оленевод — это вообще особая порода людей.



Зачастую эта профессия передается по наследству. Один из потомственных оленеводов - ловозерец Владимир Филиппов, который, подобно главному герою голливудского кинофильма «Выживший», вступил в прямую схватку с медведем и одолел косолапого, сразив намертво точным ударом ножа.

Дело было так. В прошлом году 53-летний оленевод охранял пастбище, но увидев, что медведь задрал оленя, попытался спугнуть животное. Но мишку это только разъярило, и зверь пошёл в наступление.

К слову, любой оленевод вам скажет: спасения от царя леса практически нет - медведи лапой без труда раскраивают череп; играть в догонялки с ними бессмысленно, ведь они быстро бегают, отлично плавают, а молодые особи прекрасно лазают по деревьям…

Но бесстрашный оленевод превратил в решето сердце медведя, хотя сам получил серьёзные ранения. Спасённые олени не разбежались, а довезли истекающего кровью человека до людей.

Кстати, оленьи упряжки, как вид транспорта, использовались и в годы Великой Отечественной войны. На Кольском полуострове из оленеводов формировались оленно-транспортные батальоны.Они эвакуировали раненых с полей сражения, доставляли грузы, оружие и снаряды. 





Об оленьих потрохах

Продукция СХПК «Тундра» неоднократно становилась лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги Мурманской области» и лауреатом программы «Сто лучших товаров России».

В Ловозере нам рассказали, что самой ценной частью туши оленя является ленивая мышца. Она находится в поясничной части, почти не получает физической нагрузки и поэтому является наиболее нежным и вкусным мясом.

«Главное, что эта продукция чистая, полезная, без усилителей вкуса, красителей и химии. В наше время это редкость», - завлекают в местном магазине «Тундра».

Между прочим, саами использовали оленя почти на 100%. Внутренности и даже кишки промывали, варили и делали кровяную колбасу. Ноги оленя варили, мясо съедали, кости разбивали, а затем высасывали костный мозг.

И, кстати, олень для северных народов даёт не только пищу, одежду, является транспортом, но еще и поит.

- Молоко оленихи, или важенки, очень жирное, раз в 5 жирнее коровьего. Это практически готовые сливки. Оно достаточно специфическое на вкус, но весьма полезное, -  сообщили в магазине.

О саамских играх

Визитной карточкой Ловозера, вне сомнения, являются саамские игры. Впервые праздник состоялся по инициативе саамского писателя, переводчика, общественного деятеля Александры Антоновой, и с тех пор проводится каждый год.





В 2019 году праздник национальных видов спорта, культуры и ремёсел прошел в 34-ый раз.



В рамках праздника традиционно проводится конкурс профессионального мастерства «Резчик» (резьба по дереву, кости и рогу), в котором принимают участие учащиеся Северного национального колледжа, мастера декоративно-прикладного искусства Ловозерского района и других регионов.





Обязательно проводится выставка-ярмарка «Город мастеров», где умельцы представляют традиционные предметы одежды, украшения из оленьего меха, сувениры, вырезанные из кости и оленьего рога, изделия из бисера.



Саамские игры включают в себя соревнования по традиционным для коренных жителей Кольского полуострова видам. В Мурманской области они пользуются невероятной популярностью, посмотреть на других, да себя показать съезжаются со всей округи.

А уж там можно помериться силами в метании копья и камня на дальность, а также в метании аркана, стрельбе из арбалета, прыжках через нарты.





Представительницы прекрасного пола играют в женский саамский футбол, в котором «спортивная форма» -  длинные сарафаны, а мяч сшит из шкуры оленя и набит его шерстью.



К слову, голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди.



«Саамский футбол появился благодаря саамским женщинам, которые для выделки шкур перевязывали их веревкой, мехом внутрь, получившийся в результате мяч пинали в горку - старались пропинать связку шкур так, чтобы впоследствии процесс выделки был более легким. С годами этот способ выделки шкур и лёг в основу национальной игры»,  - рассказала заведующий отделом культурно-массовой работы Национального саамского культурного центра Татьяна Сапельникова.





Мечта Татьяны, да и всего их большого и дружного коллектива  - создать этнодеревню, где под открытым небом можно было бы продемонстрировать культуру и повседневный быт коренных народов полуострова.



Говоря простым языком - согреться в чуме у очага, попить морошковый чай, послушать древние легенды, этнические песни, отведать наваристой ухи из котла, покататься на оленьих упряжках или принять участие в шаманских обрядах.

А располагаться этнодеревня могла бы вблизи Поповского озера – в том самом месте, где ежегодно проходят саамские игры. Это вполне реально, учитывая, что эта земля принадлежит Национальному саамскому культурному центру.

«Эта земля может стать интерактивной площадкой для экспериментов и нового опыта. Ведь можно было бы не просто познакомиться с саамской утварью, предметами быта и гардеробом, но и принять участие в создании оригинальных вещей своими руками. Так мы не только покажем этническую самобытность этого народа, но и дадим возможность его представителям заработать», - считает Сапельникова.

По словам женщины, можно было бы попробовать свои силы и в изготовлении традиционной одежды (печок по-саамски) или даже керреся – саамских нарт в виде лодочки, куда запрягали одного оленя, которым управлял один оленевод.

К слову, конкуренции с уже существующей саамской деревней (она находится неподалеку от Ловозера) они не боятся. Уверены, что получится не хуже.

Как выяснилось, супруг Татьяны - Евгений Сапельников - был участником первых саамских игр.



«Это был 85-ый год. Тогда в соревнованиях участвовали семьи, и им предлагалось на скорость собрать куваксу - чум. Побеждала та команда, которая делала это быстрее и лучше других», - отметил Евгений Сапельников.

С тех пор пор Евгений постоянный участник игр.

«Я никогда не отказывался от того, что саами. Даже когда меня подвешивали за воротник на крючок за мою национальность», - рассказал Сапельников, признаваясь, что в советские годы представители саами скрывали свою национальность и называли себя русскими.

К слову, после Ловозера эстафету саамских игр подхватит станция Лопарская - у них игры пройдут в сентябре.




33 куваксы

Село Ловозеро - это один большой дом для саами. Но современные саами сегодня в куваксах почти не живут. Они давно осели в благоустроенных домах. Однако напоминаний об их прежней обители по Ловозеру - бессчётное множество.



В главном «чуме» разместился Национальный саамский культурный центр. В чуме поменьше - Дом детского творчества.





Да что уж там считать, если и остановка, и продуктовый магазин «Дикси» оформлены в форме чума.



Ловозерцы настолько любят свой дом, что ни за какие коврижки не покинут его.



««Эллманнт» означает в переводе «земля и всё, что на ней есть». Так вот, наше село - наш «эллманнт», - рассказывает жительница села Ловозеро и руководитель одноименного народного самодеятельного театра саамских традиций Полина Медведева.

Кстати, типичный пример женщины саами: миниатюрная, невысокая и миловидная женщина с очень добрыми глазами.



По словам Полины, здесь не просто её дом, а её родина. И потому, когда муж поставил перед ней выбор: либо они вместе уезжают из Ловозера, либо он один, - она выбрала второе.

«Мои бабушка и дедушка жили в окрестностях Ловозера - на Сейдозере. Это священное озеро саамов. Оно раскинулось посреди Ловозерского горного массива. Ловозеро и Сейдозеро связывает тропинка, замощённая большими каменными плитами», - рассказывает Полина Медведева..

Кстати, Сейдозеро с трёх сторон окаймлено горными вершинами и находится на высоте 183 метров над уровнем моря. Протянулось Сейдозеро на 8 км. Озеро необычное – «двойное». Сверху озеро, под ним дно, а под дном скрыто ещё одно озеро.

«Дед научил меня вязать сетки, ходить на охоту. Бабушка в это время проверяла на озере сетки, шила нам одежду. Они были коренными жителями и передали все знания моей маме. К сожалению, сейчас даже в нашем селе мало разговаривают на саамском языке, и он постепенно забывается. Моя мама ещё говорит на нём, но я уже многого не понимаю, хотя всеми силами стремлюсь сохранить уникальную культуру коренного малочисленного народа Севера», - добавляет Медведева.

С ностальгией вспоминает женщина те времена, когда в их посёлке работало саамское радио.

В своем коллективе народного самодеятельного театра саамских традиций «Эллманнт», где она является руководителем, она ставит театральные сценки, где говорят на саамском языке.

Есть у неё мечта.

«Как было бы здорово, если бы дети в нашем селе учили бы с детсада и по 11-ый класс в школе саамский язык. Только с носителями языка мы сможем передать любовь к культуре этого замечательного народа», - уверена Медведева.

СеверПост нашёл того, кто грыз гранит науки в Ловозере.



Председатель региональной общественной организации содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Иван Матрёхин обучался в школе-интернате Ловозера с 5 по 8 классы.

«Золотое было время. На каникулах дома в Каневке  (село в Ловозерском районе - Ред.) мы всегда пропадали на реке Поной. Летними ночами светило апельсиновое солнце и пели птицы. Мы сами пели и мечтали о будущем», - делится Иван Матрехин.

Вспоминает Иван, как в детстве он с отцом добирался на «кораблях тундры» - оленях в гости, и как одни ночевали с ним посреди тундры. Эти воспоминания впоследствии превратились в авторские песни в его исполнении, а Иван Матрехин стал известным поэтом-бардом Заполярья.

Ну, а мы прощаемся с бесконечной синей гладью Поповского озера, с невероятно душевными людьми этого уголка нашей малой родины, и едем дальше по Кольскому Северу! Ждите новых репортажей!

Проект реализуется при финансовой поддержке правительства Мурманской области.

Даю свое согласие на рассылку мне новостей.
Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.







Накипело. Чем китайцы раздражают местных
Рыгают и хитрят. Бегают через дорогу на красный. Мусор под ноги себе кидают, кричат и чуть ли не на голову лезут, чтобы поймать удачный кадр. Это,...
«Здесь точно будет серьезное развитие»: Глава Минэкономразвития РФ оценил потенциал «Большого Вудъявра»
В конце минувшей недели Министр экономического развития России Максим Решетников с рабочим визитом посетил Мурманскую область. В столице Кольского...
С первым снегом, «Большой Вудъявр»!
Длинные ноябрьские выходные в Кировске отметили открытием горнолыжного сезона на курорте «Большой Вудъявр». Хибины первыми в стране...
На териберской волне
В Териберке прошёл очередной уже VIII Арктический фестиваль. Для гостей была приготовлена обширная программа на все вкусы и возраста. Корреспондент...
Шпицберген – это Марс
В каком месте на Земле можно четыре месяца видеть «Квадрат» Малевича, а потом несколько месяцев стараться не обгореть на солнце? Где...




ЧИТАЕМОЕ



Последние комментарии


Александр Крупка: Хирург в Североморске стал Почётным гражданином города

Поздравляю с заслуженным званием - "Почетный гражданин города" Желаю счастья в жизни, новых успехов, жить, творить и трудиться во имя и на радость людям! ...


Александр Крупка: Мурманская область скорбит вместе со всей страной

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ БЕЗВИННО УБИЕННЫМ... Всевышний Господи! Вернись к Заповедям Завета! Ты Всемогущ! Являясь Святым Духом, Сыном и Отцом - Воздай лукавым, И призови к...


микола: После массового отравления AMIGOS разрешили открыться

..забывают уже, про голубую дивизию.......


Александр Крупка: Малахов сравнил Чибиса с кораблём

Андрей Владимирович! Первая половина жизненного пути пройдена достойно и успешно - поздравляю Вас! Пусть следующая будет более яркой и достойной и радует Вас, Ваших единомышленников, родных и...


Ольга Архиреева: Эксперт об арктической кухне: Нужно меру знать

По поводу нормы гребешков явно перепутали количество авторы статьи, один гребешок не может весить 100г. Если в 100г гребешка 12г белка, то при норме 20-30г белка за один раз - съесть можно 200-250г...




Информационное агентство «СеверПост.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2014 года. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 59879.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме. Лишь с письменного разрешения или с обязательным указанием ссылки на severpost.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
(c)2013 severpost.ru
[email protected]
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus