Главное
за день

Алексей Тюкавин | Откровенно о важном

Интервью | 15 07 2016, 13:08 | СеверПост


Первый заместитель главы региона рассказал в интервью СеверПост о новшествах, которые ждут аэропорт, о том, на кого обижаться за десятикратное сокращение финансирования столетия Мурманска, и реальных перспективах западного берега Кольского залива.

- Вы участвовали в экономическом форуме, помимо официальных заявлений, которые пресс-служба распространила, было ли там еще что-то, что в кулуарах обсуждалось? Какие-то договоренности, может быть, были подписаны?

- Это форум федеральный, поэтому там обычно подписываются соглашения федерального уровня. Обычно мы стараемся приурочить подписание соглашений, касающихся области, к нашей Деловой неделе. Однако на прошедшем форуме в Санкт-Петербурге нам все же удалось подписать два соглашения, о которых уже рассказывала губернатор. 

Первое — это соглашение с «Россетями ». Они ранее не очень стремились подписывать это соглашение: не отказывались, но вопрос тянулся достаточно долго. Все получилось после того, как в прошлом году была закончена совместная работа с Минэнерго России по разработке, так называемого КИП (комплексный инвестиционный проект), который ведет заместитель губернатора Евгений Никора. КИП направлен на модернизацию нашего теплового хозяйства, уход от пресловутой мазутозависимости и переход на иные виды топлива. Этот проект сейчас вступил в стадию реализации, а конкретно - поиска инвесторов и подготовки к заключению с ними инвестиционных соглашений по модернизации нашего теплового хозяйства, прежде всего, котельных. 

Активизировалась работа инвесторов в области, и «Россети» увидели, что в сфере энергетики у нас началось реальное движение. Это первое, что они отметили на переговорах с нами. Их волнует то, какое место будет занимать электроэнергетика в будущем энергобалансе региона. Вторая причина, которая сподвигла их на подписание, это то, что они поняли, за 2-3 последних года в Мурманской области произошли реальные позитивные перемены в процессе решения энергетических проблем. Если раньше они считали, что Мурманская область - это какое-то «мазутное пятно», где кто-то у кого-то покупает мазут по непонятным ценам, то сейчас работа по закупкам мазута приняла системный характер. У нас стало обычным иметь 1-2 поставщика, а в 2015 году вообще отработали только с «Роснефтью», причем по прямому договору без всяких посредников. 

Этого удалось добиться благодаря тому, что Марина Васильевна Ковтун сумела договориться напрямую с Игорем Ивановичем Сечиным, и последний дал команду заключить с нами договор поставки мазута на льготных условиях, с отложенным платежом на 90 суток и рыночной ценой. В результате, «Россети» увидели, что здесь у нас теперь все достаточно прозрачно и понятно, как принимаются решения. Самое главное для нас, для области, в этом соглашении с «Россетями», что оно фактически закрепляет строительство подстанции «Мурманская», которая обеспечит энергетикой реализацию проектов на севере области и, прежде всего, развитие Мурманского транспортного узла (МТУ). Кроме того, на переговорах было также подтверждено, что «Россети» обеспечат стабильность работы линии электропередач от Мончегорска до Выходного, где на случай каких-либо срывов должна быть запущена дублирующая линия. Также договорились, что будем вместе работать над дальнейшим развитием сетевого хозяйства области, поскольку они убедились, что в области, пусть не так быстро, как хотелось бы, но все-таки двигаются достаточно крупные проекты. 

Второе - это соглашение с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и компанией WorldSkills. Оно касается подготовки профессиональных кадров для промышленности. Для нас эта работа не новая, мы ей уже активно занимаемся. Например, мы создали Центр арктических компетенций, который сегодня активно развивается, в том числе благодаря «Роснефти» и «НОВАТЭКу». Мы также создали Арктический университет, который призван сориентировать высшее образование в области в сторону арктической тематики. Кроме того, недавно в МГТУ, благодаря опять же «Роснефти», была создана специализированная лаборатория на факультете, готовящем специалистов в области нефтегазодобычи на арктическом шельфе. 

Уверен, что благодаря подписанному соглашению, эта работа еще более активизируется. Встречались с разными людьми и, в первую очередь, с компаниями, которые у нас здесь работают: «НОВАТЭК», «Роснефть», «Газпромнефть». Как правило, компании стараются не афишировать свои планы, они переходят в публичную плоскость только тогда, когда уже четко понимают, что тот или иной проект состоится. Два мероприятия на форуме мне особо понравились. Впервые на форуме работала «Рыбная неделя». Росрыболовство организовало на форуме свою площадку, мне удалось поучаствовать в ее открытии в первый день. Состоялся очень большой серьезный разговор по изменениям в закон «О рыболовстве», которые недавно приняты Госдумой. Мы снова высказали свои опасения, пожелания, предложения. Тем более, что предварительно мы провели в Мурманске территориальный рыбхозсовет и собрали предложения от рыбаков. 

Была на «Рыбной неделе» тематика по судостроению для рыбаков, много других интересных тем. Считаю, что получилась очень полезная площадка, где активно участвовали представители наших мурманских рыболовных компаний. И второе состоялось в субботу, 18 июня, когда целый день был посвящен Арктике. Я, как человек может и субъективный, могу сказать, что из всех выступлений губернаторов на первой сессии выступление Марины Васильевны Ковтун было самым конкретным. Она говорила о том, как мы видим создание Кольской опорной зоны в Арктической зоне РФ. Что мы хотели бы в этой зоне видеть в качестве направлений развития, и какие предложения мы хотели бы обсуждать в рамках предоставления особых условий. Мы не говорим, что нам нужны налоговые льготы, мы не говорим, что нам нужны особые привилегии. У нас есть более интересные предложения – это, прежде всего, справедливая цена на электроэнергию в Мурманской области. Если этого добиться, появятся перспективы для размещения новых производств и развития уже имеющихся. Кроме того, мы не хотим, чтобы мурманский порт был перевалочной базой для сырья, поступающего из Арктики. 

Мы хотим, чтобы мурманский порт был конечным пунктом назначения. Сырье, которое сюда поступает, должно здесь же и перерабатываться. Та же нефть. 

Если нефть переваливается на рейде, у нее одна судьба - она уйдет на экспорт, на Запад. Если мы ее начнем перегружать на берегу, то создаются все условия для того, чтобы ее здесь же и переработать. То же самое касается угля, который недавно начал поступать с полуострова Таймыр. Начнем с нефти. Мы сегодня ее завозим из Башкирии, Татарстана, за тысячи километров. В то же самое время нефть вот она, рядом. Причем хорошая арктическая нефть! 

Если у нас поставить завод по переработке нефти, то для тех, кто это сделает, открываются широкие возможности. Во-первых, есть внутренний региональный рынок, и это больше миллиона тонн мазута, который потребляется нашими областными котельными. Плюс, развивающийся рынок бункеровок судов торгового флота, поскольку объемы перевалок в мурманском порту растут, и будут расти дальше. Это Северный флот, который стал стратегическим командованием, и его потребности в топливе также возрастают. Наконец, продукт, который будет произведен на нефтеперерабатывающем заводе, можно свободно экспортировать на Запад или куда-то дальше, но именно уже готовый продукт с более высокой добавленной стоимостью. Понятно, что нефтяники к таким предложениям относятся не очень благосклонно, так как они хотят свои задачи решать, прежде всего. Однако мы намерены убедить правительство РФ, что это государственная задача, и ее как раз правильно решать в рамках создаваемой опорной зоны и с учетом реализации проекта комплексного развития МТУ.

Мы пока не особо афишируем, но у нас вместе с Минтрансом РФ появились идеи, как реализовать проекты строительства нефтяного и угольного терминалов на западном берегу Кольского залива с привлечением государства и запуском государственно-частных инициатив. Эти идеи пока прорабатываются и окончательных решений еще не сформировано. Но надеемся, что в этом году решения появятся. Марина Васильевна на форуме проговаривала эти темы, в частности, с «Газпромнефтью», и они, похоже, заинтересовались… 

Еще одно важное событие на форуме было связано с тем, что следующий 2017 год будет объявлен годом экологии. В рамках подготовки к проведению года экологии в декабре текущего года планируется провести полномасштабный Госсовет РФ по экологическим вопросам. Создана рабочая группа по подготовке этого Госсовета, я туда вошел как член рабочей группы. На форуме состоялось первое заседание рабочей группы, и из него я вынес ощущение, что готовится что-то очень серьезное, прежде всего в отношении повышения экологических требований. Для нас это очень важно. Во-первых, потому что у нас очень много «грязных» производств. И металлургия, и горная промышленность. Эти производства сопровождаются значительными вредными выбросами и большими отвалами, и это серьезная проблема для нашего региона. 

Во-вторых, это как раз и вопросы перевалки. Перевалка угля, перевалка нефти на рейде — это, в том числе и экологические риски. Если будут повышаться требования к компаниям, которые такой перевалкой занимается, соответственно, у области появляются перспективы в тех вопросах, о которых я выше говорил. Потому что, как, например, убедить владельцев торгового порта перейти на западный берег? Есть только один путь. Это создать там необходимую инфраструктуру и усилить давление здесь на восточном берегу, поскольку мы не хотим дышать угольной пылью в центре города. Если эти два условия соединяются, то появляется перспектива для необходимого решения.

- Ужесточение экологических требований повлечет удорожание всех проектов, и готовы ли сейчас компании инвестировать в эти проекты? И у «Норникеля», и у «Еврохима» не все сейчас гладко с деньгами.

- Оценивать, много или мало компании инвестируют в экологические проекты, можно только тогда, когда мы понимаем, приближаются ли они к тем требованиям, которые установлены нормативными документами. Сейчас ведь тоже есть требования, но при этом существует и много исключений, либо разного рода послаблений. Это тоже на рабочей группе активно обсуждалось: если мы еще больше ужесточим экологические требования в стране, то для экономики создадим дополнительные сложности. Ряд экспертов предлагал сначала добиться исполнения уже принятых экологических требований и стандартов. 

Так или иначе, проблема серьезная, и она уже назрела. На рабочей группе был представлен очень хороший доклад о том, что в мире есть три зоны: красная, желтая и зеленая. Все высокоразвитые страны, особенно в Европе, уже в основном в зеленой зоне, а Россия – в красной. И задача состоит в том, чтобы нам в самое ближайшее время, хотя на Госсовете предполагается обсуждать решения на перспективу до 2050 года, выйти из красной зоны и перейти хотя бы в желтую. Потому что, во-первых, мы сегодня губим природу и себя, здоровье своих людей. А, во-вторых, самое главное - экономика начинает реально отставать от мировых тенденций. Мы через откладывание решения экологических проблем можем прийти к тому, что наша экономика, и, прежде всего, наша продукция скоро не будут восприниматься другими странами как соответствующая современным экологическим стандартам. В результате, наша экономика потеряет конкурентоспособность и еще больше скатится вниз. На федеральном уровне это очень хорошо понимают, поэтому такие вопросы и выносят.

- А плохих новостей не услышали, в частности от «Роснефти», раз у вас были кулуарные встречи. Что там с Росляково?

- Звучит так: почему все молчат? Не молчат вообще-то, в марте месяце в Мурманске прошло заседание президиума арктической комиссии, вице-премьер Рогозин приезжал, представители «Роснефти» также были. Рогозин съездил в Росляково, где ему представили презентацию о том, как «Роснефть» собирается двигаться со своими проектами в Росляково. Понятно, что их арктические проекты из-за санкций сдвинулись, они этого и не скрывают, минимум на два года. Однако «Роснефть» ничего не останавливает, они сейчас занимаются изысканиями, проектированием, оформлением земельных участков и так далее. Это тоже процессы, которые требуют времени и большого количества согласований. Представители «Роснефти», кстати, на форуме подтвердили, что они также продолжают переговоры со своими иностранными партнерами, которые были в 2014 году, и которые из-за санкций вынуждены были уйти, с тем, чтобы найти решение, как возобновить сотрудничество. Есть, кстати, и другие решения. 

Я присутствовал на форуме на подписании соглашения между «Газпромнефтью», нашей «МАГЭ», «Росгеологией», ОСК и Минпромторгом РФ. Соглашение организации производства оборудования для морской геологоразведки. Ранее наши компании использовали в основном западное оборудование, поставки которого сейчас из-за санкций практически остановились. Имевшиеся запасы компании уже выработали, просто купить новое уже нельзя, но и работу останавливать тоже невозможно. Поэтому и создаются консорциумы заинтересованных российских предприятий, чтобы наладить производство необходимого оборудования на наших отечественных заводах.

- Какие-то конкретные даты по Росляково звучали?

- Представители «Роснефти» на форуме никаких конкретных дат, естественно, не называли. Но обычно проектирование идет 1-2 года, потом еще год на экспертизу. Значит, можно считать, что 16-17-й год они точно этим будут заниматься. Может быть, в 17-м году мы сможем от «Роснефти» получить какие-то более видимые подтверждения того, что они делают. Но это касается создания в Росляково опорной базы для работы на арктическом шельфе. А вот что касается перспектив 82СРЗ, то они объявили, что пока сдвигаются работы на шельфе, «Роснефть» готова модернизировать завод для выполнения задач в области судоремонта. Они даже Рогозину во время его визита в марте объявили, что готовы выступить конкурентом ОСК и участвовать в конкурсах на ремонт флота по линии гособоронзаказа. Они сообщили, что в этих целях сейчас занимаются проектированием, и планируют модернизовать причальную стенку и плавучий док ПД-50. Мы будем эту ситуацию также мониторить. Поэтому не будем говорить, что все молчат, просто крупные компании, если и говорят о будущих проектах, то, как правило, только тогда, когда решения по проектам уже на стадии принятия. Пустые разговоры у таких крупных компаний порой дорого стоят, в первую очередь, сразу же отражаются на стоимости акций, могут негативно повлиять на взаимоотношения с кредиторами.

- То есть у вас про МТУ лучше не спрашивать, выходит?

- А что МТУ? Только недавно было мероприятие, приезжал федеральный министр транспорта Максим Соколов и подтвердил, что проект реализуется в соответствии с намеченными планами. Да, министр также подтвердил, что есть проблемы с финансированием, никуда не денешься. Аналогичные проблемы сегодня есть у всех крупных проектов в стране. Задача состоит в том, чтобы финансирование проекта КР МТУ сохранить в полном объеме и в соответствии с утвержденными графиками. Со следующего года федеральный и региональный бюджеты вновь переходят на трехлетний бюджет. Соответственно, первоочередная задача - добиться того, чтобы в предстоящем трехлетнем бюджете на 2017-2019 годы финансирование было сохранено. 

Министр и губернатор договорились о том, что будут вместе над этим работать. Министр, я думаю, специально приглашает к этой работе нашего губернатора, убедившись на предыдущем опыте, как она умеет «пробивать» сложные вопросы. Вы помните, когда однажды нависла угроза сокращения финансирования проекта КР МТУ, Марина Васильевна и в Магадан полетела за Председателем Правительства РФ, и Президенту РФ звонила. В итоге вопрос был решен и финансирование сохранили. 

Более того, Владимир Владимирович Путин даже публично объявил, что проект КР МТУ носит для страны стратегический характер и должен быть реализован в полном объеме и в установленные сроки. 

Сегодня стоит задача завершить строительство железной дороги на Западный берег Кольского залива в 2018 году, ее никто не отменял. Подрядчик говорит, что способен сделать к 2018 году, если будет нормальное финансирование. Что касается перегрузочных терминалов на западном берегу, то могу заверить, что тот же Минтранс РФ заинтересован в их создании не меньше частных инвесторов, так как строящаяся за федеральные средства железная дорога не должна прийти в пустое место. Поэтому, как я уже сказал ранее, мы с ними сегодня ищем решение. Такие же, кстати, проблемы есть не только в Мурманске. На юге известный проект по строительству порта в Тамани также планируется реализовывать на основе государственно-частного партнерства. Тот же проект строительства глубоководного района Архангельского порта, за который наши соседи активно «бьются», тоже, если и будет реализовываться, то, скорее всего, с участием и частных инвестиций и государства.

- От миллиардных проектов к одномиллиардному. Хочется спросить про камеры, точки видеофиксации. Потому что какая-то началась нездоровая борьба. ОНФ влез в серьезную закупку. Что это: желание сделать себе имя или действительно есть причина волноваться по поводу расходования такого количества средств в пору дефицита бюджетных средств?

- Я считаю, что просто «сладкая» тема, на которой можно попиариться и умность свою показать. Расчет на то, что обыватель же не в курсе. Ему как преподнесёшь, так он и воспримет. Поэтому все по порядку. Что мы хотели сделать сначала? Сначала, мы хотели реализовать инвестпроект. У нас сегодня хорошие дороги. Министр транспорта, когда приезжал, тоже это отметил. Он оценил так, что в Мурманской области одни из самых лучших дорог в стране. Ну, естественно, он прокатился от аэропорта до города, то есть фактически оценил федеральную трассу, которую действительно привели за последние годы в порядок. 

Мы проблемы с нашими региональными дорогами, конечно же, знаем, хотя и по ним также в последние годы много сделали. Поэтому, если говорить в целом, то дороги у нас в области довольно неплохие. В связи с этим у нас начали возникать проблемы с превышением скоростного режима. Например, сделали трассу Апатиты-Кировск, тут же на этой дороге возросло количество аварий и смертельных случаев. Отремонтировали дорогу на Североморск — то же самое. Известно, что в области, как и во всей стране, произошло существенное сокращение полицейских, особенно постовых. Все большее распространение получают системы фотовидеофиксации, с помощью которой фиксируются нарушения ПДД, нарушитель получает по почте так называемое «письмо счастья» и оплачивает штраф. Штраф поступает в бюджет региона. 

Все вроде просто, однако, где взять средства на установку этих систем при дефицитном бюджете? К нам пришел инвестор (потом их оказалось несколько), который предложил: давайте вы не будете тратить ни копейки из областного бюджета вообще. Я за свои деньги приобрету и установлю там, где вы скажете, необходимое оборудование, буду фиксировать нарушения ПДД (превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора и т.п.), снимки нарушителей отправлять в ГИБДД, где на основании этих снимков будут оформляться соответствующие протоколы для выставления штрафов. Мурманская область начнет получать штрафы в бюджет, и с них будет мне платить за каждый снимок, а фактически за каждый выставленный штраф. То есть получалось, область, во-первых, могла решить задачу, что нам не надо изыскивать средства в бюджете для приобретения и установки систем фото-видеофиксации. Во-вторых, мы не рисковали бюджетом, поскольку, фактически источником средств для оплаты инвестору были бы поступления штрафов от нерадивых водителей. При этом мы не гарантировали инвестору, что будем оплачивать ему столько, сколько необходимо для окупаемости его финансовых вложений. Это его собственные риски. 

Конечно же, мы собрались с ГИБДД и спросили, где в области поставить камеры, где у вас самые большие проблемы. Нам ГИБДД назвало точки, где, по их мнению, нужны камеры: всего порядка 50 мест. Дальше инвестор выполнил расчеты и определил, какое количество снимков и по какой стоимости он должен нам реализовать за пять лет, чтобы полностью окупить свои затраты. Этот объем снимков и их общая стоимость и были выставлены на конкурс. То есть победителем конкурса должна была бы стать компания, которая предложила бы нам зафиксированное количество снимков по меньшей стоимости. Далее, в процессе организации и проведения конкурса мы обнаружили ряд рисков. Мы рассчитывали, что через определенное время, когда инвестор окупит значительную часть своих вложений, у нас появится возможность часть средств, полученных от штрафов, направлять в дорожный фонд. Однако, как мы обнаружили из опыта других регионов, к сожалению, у инвестора нет заинтересованности фиксировать больше нарушений (выпускать больше снимков), чем ему необходимо, чтобы получить окупаемость проекта. Как оказалось, в других регионах были случаи, когда инвестор порой просто выключал камеры после выпуска необходимого ему количества снимков для того, чтобы экономить на электроэнергии и обслуживании систем фото-видеофиксации. Таким образом, наш проект мог бы закончиться, как только инвесторы окупили бы вложенные ими средства. 

Вторая серьезная проблема, которая возникла, связана с понятием аппаратнопрограммный комплекс (АПК) «Безопасный город». Сегодня эта тема на уровне Совета безопасности РФ и на уровне Вице-премьера Рогозина стоит очень остро. Наш регион постоянно подвергается критике за то, что мы этот АПК «Безопасный город» не развиваем. Мы его в свое время частично сформировали, оборудовали видеокамерами Мурманск и ряд других муниципалитетов. Затем все оборудование передали в муниципалитеты, так как эта программа в большей степени была направлена на обеспечение охраны общественного порядка в населенных пунктах. К сожалению, муниципальные власти ничего не делают по развитию этой программы. Новых камер не устанавливают, существующие надлежащим образом не обслуживают. Все ссылаются на недостаток средств в бюджете. Поэтому год назад было принято решение по договоренности с областным УВД, что мы на уровне области разработаем программу дальнейшего развития АПК. Однако мы тоже понимаем, что лишних средств в областном бюджете также нет, и как можно будет реализовать такую программу – большой вопрос. Вот когда федералы узнали, что мы хотим реализовать проект создания системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, они нам предложили объединить два проекта так, чтобы мы с одной стороны решили задачу по линии ГИБДД, а с другой стороны реализовали задачу расширения АПК «Безопасный город». Понятно, что этот вариант будет дороже. 

Прежде всего, потому что придется устанавливать не просто камеры видеофиксации, а целые комплексы, включающие системы видеонаблюдения, которые будут передавать картинку еще и на пульты полиции. 

Кроме того, система позволяет реализовать много еще других возможностей, вплоть до того, чтобы контроль, например, за котельными организовать, контроль каких-то особо опасных зон, таких, например, как плотины или мосты. Мы посмотрели опыт Вологодской области, сейчас Архангельская собирается так же делать, и решили, что нужно попробовать разработать новый проект, который позволит максимально много задач решить одновременно. Мы договорились с ВНИИ МЧС, который подготовит проект с финансовой моделью. При этом мы поставили условие, что денег у нас нет, и мы из бюджета просто выделить миллиард рублей не в состоянии, у нас есть другие более приоритетные задачи. Однако нас заверяют, что есть инвесторы, самый крупный из которых Ростелеком, которые готовы и такой проект профинансировать. Но это будет немножко другое финансирование, так как меняется подход. Если в первом проекте по видеофиксации инвестор сам должен был приобрести и установить камеры, то в новом варианте инвестор лишь предоставляет финансирование, а мы все делаем сами и, потом, возвращаем инвестору деньги из бюджета. В этой ситуации мы поставили задачу, чтобы нам разработали финансовую модель, при которой финансирование было бы растянуто на несколько лет, и чтобы мы смогли начать собирать штрафы прежде, чем наступит обязательство возвращать деньги инвестору. 

При этом все приобретаемое под проект оборудование будет находиться в областной собственности, мы будем его полностью контролировать и, соответственно, оно будет работать столько, сколько потребуется. Наверное, нам все-таки придется какие-то средства в бюджете изыскивать. Однако уже сегодня, так или иначе, федеральное правительство настаивает, чтобы мы изыскивали средства для расширения АПК «Безопасный город». Кроме того, мы выделяем средства на модернизацию РАСЦО (региональную автоматизированную систему экстренного оповещения населения), на создание системы экстренных вызовов «112». Только что выделили средства на реконструкцию здания под создание центра обработки вызовов. Это все программы, которые мы сможем объединить в один проект. Поэтому когда мы все средства объединим, и сделаем единый комплекс, я думаю, область только выиграет. Так, как мы задумали реализовать проект, еще ни одна область в стране не делала. Посмотрим, как у нас это будет получаться, и дальше будем принимать окончательные решения.

- То есть те деньги, которые в ТЗ прописаны, порядка 200 млн ежегодно. Это деньги, которые в бюджет придут и потом будут на счета перекинуты?

- Не совсем так. Бюджетный кодекс запрещает напрямую увязывать поступления в бюджет с расходными обязательствами. Речь в данном случае должна идти лишь об определении размера выплат инвестору из бюджета. Расчеты были выполнены таким образом, чтобы этот размер не превышал объем штрафов, которые поступают в бюджет. При этом, напомню, в проекте по созданию системы видеофиксации было предусмотрено обязательство инвестора по предоставлению нам определённого количества снимков нарушений ПДД. Если бы по факту было предоставлено меньшее количество, то и оплата была бы соответственно за меньшее количество. Таким образом, повторюсь, инвестор в первом варианте полностью принимал на себя риски по окупаемости своих вложений. В проекте контракта с инвестором также предусматривалось, что если наши автолюбители станут осторожнее и будут аккуратно ездить, то, инвестор по согласованию с ГИБДД может переставить камеры в другие места с тем, чтобы сохранить собираемость штрафов, необходимых ему для возврата средств. То же самое, кстати, мы будем делать сами, если это оборудование будет у нас в собственности по новому варианту реализации проекта.

- А если не соберут?

- Вот если мы сами будем собирать штрафы, и их не будет хватать для возврата инвестору предоставленных нам финансовых средств, тогда это будет проблема нашего бюджета. Почему я и говорю, что нам надо очень аккуратно проработать финансовую модель проекта. Конкурс по системам фото-видеофиксации отменили. Сейчас, как я сказал ранее, разрабатывается техническое задание и финансовая модель нового варианта реализации проекта. В новом варианте будет и АПК «Безопасный город», и фото-видеофиксация нарушений ПДД, и, модернизация системы РАСЦО, и создание системы вызовов «112». Новый проект будет существенно дороже (возможно не менее 1,5 миллиардов рублей). Мы договорились, что проект обязательно вынесем на общественное обсуждение, чтобы рассказать, какие задачи он будет решать, как это будет выглядеть, для того, чтобы нам потом не задавали вопросы, в том числе и от ОНФ.

- Давайте поговорим про парковку в аэропорту, там снова все меняется и ничего непонятно. То есть было понятно, когда ушло в частные руки и сколько люди там зарабатывали на этом, и никто не мог повлиять на решение бывших владельцев аэропорта. А сейчас когда пришли новые, вы вообще с ними дружите?

- Действительно, решение о передаче привокзальной площади в аренду было принято задолго до того, как мы перешли работать в правительство. Ранее предпринимались попытки, чтобы расторгнуть договор аренды, но, к сожалению, они оказались неудачными. Но, тем не менее, мы с самого начала, как только начали работать в правительстве и, как только узнали, что у арендатора появилось желание установить шлагбаумы и собирать деньги, мы в эту историю вмешались. Во-первых, мы первую попытку заблокировали. Это было сделано с помощью прокуратуры, и арендатор долгое время шлагбаумы не закрывал. Потом арендатор все-таки пришел к нам в правительство и буквально взмолился. Он вынужден оплачивать аренду за взятую территорию, но на ней ничего не зарабатывает. В тоже время цель арендатора - оборудовать на привокзальной площади платную парковку автотранспорта. 

Мы тогда договорились, что арендатор делает проект модернизации привокзальной площади, и мы его показываем населению, чтобы население получило информацию о том, как будет по-новому выглядеть площадь, и за что собственно население должно будет платить, заезжая на эту площадь. Такой проект был разработан, и мы дали свое согласие на закрытие шлагбаумов. При этом мы предупреждали арендатора, что если он не будет реализовывать проект модернизации площади или будет его затягивать, то тогда у правительства области вновь появятся основания для требования прекратить взимать деньги за стоянку автомобилей на привокзальной площади. 

В прошлом году сменился основной акционер аэропорта. Им стала компания «Новапорт», имеющая под своим управлением 8 региональных аэропортов по стране. Новый акционер считает, что Мурманский аэропорт является очень перспективным и, с учетом роста пассажиропотока на 10-12% ежегодно, вполне может достигнуть статуса миллионника. С учетом такой перспективы они разработали и представили нам концепцию полной модернизации всего аэровокзального комплекса. При этом с целью создания максимальных удобств для возрастающего объема пассажиров планируется построить новый вокзал, а старое здание будет реконструировано. 

Кроме того, с 1 июля согласно решению суда зона транспортной безопасности отодвигается на 50 метров от входа в аэровокзал. Это требование нормативных документов. В результате, получается, что та парковка, которая сейчас существует на привокзальной площади, полностью оказывается в зоне безопасности, соответственно стоянка автотранспортных средств на ней будет запрещена. Возможна будет только кратковременная остановка для посадки и высадки пассажиров, так, как это осуществляется практически везде в аэропортах по всей стране. В результате после 1 июля арендатор обязан будет либо открыть шлагбаумы, либо не брать плату за стоянку на привокзальной территории. Если этого не будет сделано, то мы вынуждены будем обратиться в прокуратуру. В связи со строительством нового здания аэровокзала будет перестроена вся привокзальная площадь, изменится схема подъездов и парковок. На период, пока будет идти реконструкция, будут неудобства. 

Однако мы договорились с руководством аэропорта, что нужно будет обеспечить беспрепятственный подъезд пассажиров. Чтобы платные парковки, которые сегодня существуют по сторонам привокзальной площади, продолжали пока работать, но от них нужно обязательно сделать удобные и безопасные пешеходные пути следования к вокзалу. Понятно, что те, кто привык поступать по принципу: приехал, машину бросил и улетел на месяц, они так уже не смогут делать. 

Придется привыкать к обычным в аэропортах правилам: подъехал, высадил пассажиров и выезжай за пределы привокзальной площади на парковку. 

Будем при этом работать с частными инвесторами для расширения возможностей парковки автомобилей на подъездах к аэропорту. Возможно, в аэропорту первое время после 1 июля возникнут проблемы из-за некоторой неразберихи. Поскольку парковаться там, где привыкли, уже будет нельзя, люди будут ставить машины там, где получится, начнут забивать карманы на подъездах к административным зданиям аэропорта. У нас ведь как рассуждают: чем ближе поставишь к залу прилета, тем ты удачливей! Это будет какое-то время, но с этим будем бороться, особенно тогда, когда появятся альтернативные парковочные площади.

- Не вы, наверное, а новый владелец аэропорта?

- Это конечно. Администрации аэропорта в первую очередь придется заниматься. Однако, мы, как власть региональная, не намерены стоять в стороне. Мы заинтересованы в том, чтобы аэропорт выглядел, как положено, чтобы в аэропорту было больше порядка, и не нарушались нормативные требования по безопасности. У людей должна меняться психология. Аэропорт - это не гараж. Это место отправки и прилёта пассажиров. А если кто-то хочет здесь машину оставить на время, то для этого необходимо использовать внешнюю парковку.

- У нас отобрали финансирование к 100-летию города. С ваших слов, все нормально, а на самом деле, столетие — это такой повод был отремонтировать объекты культуры, а теперь что, ждать следующего столетия?

- Да, не все у нас нормально, к сожалению, есть и неудачные вещи. С чем мы столкнулись? План подготовки празднования был составлен предыдущим правительством в 2011 году можно сказать «на коленке». Включили в него пять областных объектов культуры: драмтеатр, филармонию, областную библиотеку, областной краеведческий музей и ДК имени Кирова. Когда мы начали заниматься в 2012 году, и я возглавил региональный огркомитет по подготовке к празднованию, высилось, что суммы необходимых на реконструкцию средств были можно сказать «взяты с потолка». Даже руководители учреждений культуры были толком не в курсе. А уже были заключены договоры на проектирование, проектировщики что-то там проектировали. Пришлось на ходу вносить корректировки в техзадания на проектирование, а где-то даже расторгать контракты и разыгрывать новые конкурсы. Потом по результатам проектирования мы пришли к выводу, что суммы, которые были обозначены в постановлении правительства РФ, и суммы, фактически необходимые на реконструкцию по результатам проектирования, у нас кардинально отличаются. Где-то существенно меньше, а где-то едва ли не в два раза больше. 

Такой объект, как ДК им. Кирова вообще выпал, так как там оказались работы по капремонту, а федеральное финансирование выделялось только на работы по реконструкции. Само финансирование по постановлению правительства РФ было сдвинуто на 15-16-й годы. Мы начали работать с федеральными ведомствами с тем, чтобы попытаться сохранить зафиксированную в постановлении правительства РФ сумму в 1 миллиард 300 миллионов рублей, но перераспределить финансирование по объектам. 

К великому сожалению, у нас за период с 2012 года поменялись три председателя федерального оргкомитета. Они у нас не держались как-то. 

Только человека назначают, а он либо увольняется сам, либо ответственное федеральное ведомство (в нашем случае Министерство регионального развития) расформировывают. Да и сами руководители были на уровне не выше заместителей Министра. Очень рассчитывали, когда назначили руководителем оргкомитета Замминистра культуры РФ Манилову, что она-то точно поможет. Надежды, к сожалению, также не оправдались. В 2014 году нам полностью срезали все федеральное финансирование. Основанием послужило правительственное постановление, согласно которому снималось финансирование со всех объектов, по которым не начались строительные работы. Мы, естественно, возмутились. У нас к тому времени за счёт региональных средств уже полным ходом шла реконструкция филармонии, и уже начались работы в областном драмтеатре. Кроме того, по остальным объектам проекты реконструкции уже были направлены в Главгосэкспертизу. И тут у нас началась «карусель». 

Мы заходим в Минкультуры РФ, нам говорят: проекты должны пройти Главгосэкспертизу, тогда мы включим их в программу и выделим средства. Идём в Главгосэкспертизу, там говорят: надо, чтобы Министерство культуры РФ подтвердило, что заявленные проекты входят в госпрограмму и на них выделено финансирование. Возвращаемся в Минкультуры РФ, там ответ: пока заключения Главгосэкспертизы нет, мы ничего подтверждать не будем. Замкнутый круг... Подключали вице-премьера Ольгу Голодец, обещала помочь, но вновь не получилось ничего. В итоге Марина Васильевна вынуждена была обратиться к Премьер-Министру Медведеву. Дмитрий Анатольевич нашего губернатора поддержал и дал указание профинансировать хотя бы филармонию. Но на сегодняшний день и это распоряжение пока не исполнено. Федеральные ведомства (Минфин, Минэкономразвития и Минкультуры) готовят предложение о том, чтобы во исполнение поручения Медведева ограничить финансирование филармонии размером в 100-110 миллионов рублей всего. При этом областной бюджет затратит на реконструкцию филармонии в общей сложности почти 500 млн. рублей. Мы пытаемся возражать, но, похоже, правительство РФ уже все решило. 

Тем не менее, 100-летие города Мурманска так или иначе отпразднуем, уверен, что достойно. Но объекты культуры останутся и по ним всем уже готова проектная документация. Поэтому даже в условиях отказа федерального центра от софинансирования их реконструкции, будем тем не менее включать эти объекты в наши госпрограммы и изыскивать средства, чтобы реконструкцию выполнить. Будем вновь обращаться в правительство РФ и убеждать, что они обязаны нам помочь, тот же Минкультуры РФ. Кроме того, мы сейчас активно возрождаем соглашения с крупными предприятиями по социально-экономическому сотрудничеству. Хорошие соглашения у нас уже заключены с «ФосАгро», с Ковдорским ГОКом, с «Росатомом». Компании готовы выделять серьезные средства для совершенствования социальной инфраструктуры в городах их присутствия. Будем уговаривать эти компании также помочь нам и по областным объектам, хотя бы в приобретении специализированного оборудования для учреждений культуры. Непосредственно работы по реконструкции будем выполнять за счёт регионального бюджета. Нам пока всегда удавалось сохранять в областном бюджете порядка миллиарда рублей в год на капитальное строительство. Думаю, сможем хотя бы по одному объекту постепенно реконструировать.

- У мурманчан есть повод обижаться на федеральный центр?

- Обижаться бесполезно, это было решение не только по нам. Было общее решение в стране не финансировать из федерального бюджета празднования юбилеев по городам, только краев и областей. Это не от хорошей жизни. Конечно, нам обидно, что мы были вот-вот.., могли финансирование хотя бы на четыре объекта получить, но не сложилось. Однако наша святая обязанность (я имею в виду правительство области) эту программу завершить.


Больше новых новостей в социальных сетях Вконтакте и Facebook











Андрей Ефремов | «Главное, чтобы следователь был грамотным и честным»
Глава Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области Андрей Ефремов дал агентству СеверПост эксклюзивное интервью, где рассказал о своей работе, назвал сильные стороны следователя и прокомментировал статистику преступлений. - Как Вы получили назначение в Мурманске? - До апреля этого года я проходил службу в Северо-Западном...
Роман Дурягин | Романсы о финансах
Роман Дурягин — «главный бухгалтер» Мурманской области, человек, у которого счёт идет на миллиарды рублей, а его главная задача — сверстать бюджет так, чтобы хватило на всё и на всех. О том, как на самом деле обстоят дела с региональной казной, и где найти дополнительные доходы, СеверПост поговорил с профильным вице-губернатором.- Недавно на сайте...
Василий Щербаков | 20 минут с прокурором. Интервью
График прокурора области Василия Анатольевича Щербакова расписан не по часам, а буквально по минутам. Естественно, что за то время, которое прокурор смог выделить на встречу, обо всем не поговоришь, но тем не менее мы попытались.  - Василий Анатольевич, ровно год, как Вы назначены на должность прокурора Мурманской области. Уже есть возможность подвести определенные...
Генконсул Норвегии | О дружбе и санкциях
На фоне действия санкций и охлаждения отношений на межгосударственном уровне, для северных регионов России и Норвегии укрепление двустороннего сотрудничества остается приоритетной задачей. О санкциях, текущих трудностях в норвежско-российском сотрудничестве и поставленных задачах на ближайшее будущее в интервью СеверПост рассказал Генеральный консул Норвегии в Мурманске Уле...
проф. Войтеховский | Все мурманские геофизики и геологи найдут работу
С учётом небольшого ежегодного выпуска, мурманские студенты-геологи – штучный товар. То же будет и с геофизиками, полагает заполярный учёный. В этом году в МГТУ открыта перспективная специальность. По заказу от АО «Росгеология» в крупнейшем вузе на Кольском севере начинают подготовку морских геофизиков. О том, в чём заключается особенность этой профессии,...









Новости


























ВСЕ НОВОСТИ →



Политика

09 10 2018, 12:07

По географии - «двойка»


Сегодня в Мурманске парламентарии Северо-Запада России собрались, чтобы попытаться противостоять несправедливому, казённому и равнодушному подходу Минфина России к формированию региональных бюджетов. В заседании постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАЗСР) по экономической политике и бюджетным вопросам принимают участие представители... →

08 10 2018, 08:55

Вся жизнь спектакль, а бюджетники в нём актеры


Закон о повышении пенсионного возраста вступил в силу, и сам собой этот вопрос пропал из информационного пространства. Вроде, как и не было всего спектакля федерального уровня, с участием тысяч депутатов, псевдоэкпертов и «недовольных» активистов. О последних и пойдёт речь. Когда вопрос об изменении пенсионного законодательства, которое, как теперь мы уже знаем,... →

26 09 2018, 12:58

Зашли на «посадку»


За последние несколько лет политический истеблишмент Мурманской области понёс существенные репутационные потери. Коррупционные скандалы с участием чиновников, депутатов и крупных бизнесменов разгораются с завидным постоянством. СеверПост постарался вспомнить, чем и как «прославились» местные VIP. Итак, самое громкое дело последних лет — дело... →


Бизнес

04 10 2018, 11:27

Дума о рыбаках и рыбке


Отказ от «исторического» принципа распределения квот на добычу морских биоресурсов и возвращение к квотным аукционам повлечёт за собой катастрофические последствия не только для рыбной отрасли России. В этом абсолютно уверены все рыбаки Мурмана. «Аукционисты» и «историки» Аукционная система, действовавшая с 2001 по 2003 год, на трёх... →

27 09 2018, 11:45

Есть здорово


Наша жизнь в XXI веке — сплошной марафон. Думаете, есть вкусно, разнообразно, не дорого, а при этом не готовить, не мыть посуду, не считать калории, не бегать по магазинам со списком продуктов – это фантастика? В Мурманске на базе X-Fit открылся сервис доставки здорового питания OlimpFood, который взял на себя решение всех этих задач. Что из этого... →

15 08 2018, 10:28

Переезд в Калининград. Инструкция по применению.


Я переехал в Калининград три года назад. Поехал не за деньгами или погодой. Просто мечтал о чем-то большем, чем родная деревня. Говорят, что переезд – это пожар. Нет, это десять пожаров! Честно признаюсь: очень боялся, что не найду работу, не смогу взять ипотеку и нам с женой негде будет жить. А сейчас у меня любимая работа, квартира, и подрастают дети. Решил составить... →


ЖКХ

06 09 2018, 08:52

Никогда такого не было, - и вот опять


Вы наверняка помните скандал с ремонтом дворовых территорий в Ленинском округе Мурманска по федеральной программе «Комфортная городская среда». Тогда даже городские чиновники были вынуждены признаться, что подрядчик завалил всю работу, и его даже оштрафовали (о, ужас!) на 200 тысяч рублей. А теперь не удивляйтесь. В этом году той же компании... →

29 08 2018, 09:39

Платить за мусор будем в 1,5-2 раза больше


Уже многие знают, что с октября этого года в квитанциях жителей Мурманской области появится новая графа «За утилизацию мусора». С каждого прописанного в квартире - по 130 с лишним рублей. СеверПост попросил одного из председателей мурманских ТСЖ с калькулятором в руках объяснить: «что по чём?» Начнем с того, как формируется цена по вывозу и захоронению... →

13 08 2018, 09:01

Заборный Мурманск. Продолжение


В центре в Мурманске есть улицы, по своей неухоженности они могут дать фору любой окраине. Одна из них – Самойловой – находится в двух шагах от центра, изобилует лавочками и магазинами. При этом выглядит брошенной.    Пламенная революционерка и основательница журнала «Работница» Конкордия Самойлова сильно расстроилась, узнай как ее потомки,... →


Армия

16 08 2018, 09:56

Нашлись спустя 75 лет


Заполярные поисковики на протяжении четырёх лет искали родственников лейтенанта Виктора Архонтова. Лётчик погиб на Кольской земле во время боевого задания 75 лет назад. В эту субботу его племянники впервые побывают на могиле героя. Согласно архивным данным, Виктор Иванович родился в 1907 году в Пензе. Когда началась война ему было 33 года. Мужчина был призван служить в 9-й... →

23 02 2018, 13:43

Северный флот на параде


Северный флот вместе со всеми вооруженными силами России отмечает 23 февраля — День защитника отечества. Так совпало, что в этом году еще и 100 лет созданию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В главной базе Северного флота прошел большой парад. А в это время в море продолжают нести боевую вахту моряки-североморцы. Только недавно большой десантный корабль «Георгий... →

13 12 2017, 13:25

«Скоро взятки будут давать, чтобы в армию пойти»


Журналист СеверПост побывала в областном военкомате и узнала, кого нынче взяли в армию. С 18 октября и до конца декабря полки гражданских идут в военкоматы – в стране проходит осенний призыв на военную службу. Вот и мы тихой сапой подались в главный военкомат региона - туда, где ребят ставят в строй. Утро вторника. У входной двери в креслах областного военкомата... →


Происшествия

12 10 2018, 12:24

Отчего звереют наши дети


Обсуждение дикого и не поддающегося разумному осмыслению преступления против ребёнка в Мурманске за два дня выплеснулось из соцсетей на ленты и страницы СМИ, стало предметом ожесточённых споров, и, есть надежда, заставит нас задуматься о том, что присходит с нашими детьми. Групповое избиение девочки, всколыхнувшее всё местное интернет-сообщество, последовало за тем, как в... →

28 09 2018, 10:58

До 10 лет лишения свободы


Обвинение переквалифицировало статью вице-губернатору Игорю Бабенко и его подчиненным. «Страшную» статью «мошенничество» заменила более мягкая - «злоупотребление», но дьявол, как оказалось, кроется в деталях, а точнее, в частях статей. В том, что изменилось для обвиняемых, разбирался СеверПост. Накануне уголовное дело в отношении бывшего... →

03 09 2018, 09:01

Невежливая поликлиника


Мурманчанка пришла на прием к врачу, а вышла вся в слезах, потому что медик ей нахамил, а потом и вовсе обвинил ее же в болезни. При этом прием был платный. Дальше идет повествование от лица супруга, который на беду больницы оказался журналистом. «Это видео - очная ставка с так называемым «доктором» по имени Игорь Сперанский: в пятницу 31августа моя жена... →


Спорт

17 10 2018, 13:00

Звезда баскетбола ищет таланты в Мурманске


В эту субботу в Мурманске состоится отбор детей в школу олимпийского резерва по баскетболу. Если Ваш ребенок фанат этого вида спорта, если вы видите в нём огромное желание и хотите, чтоб его тренером стал мастер спорта и чемпион Высшей Лиги и Суперлиги по баскетболу Дмитрий Загнойко, - не пропустите это мероприятие.  О планах звёздного наставника в Мурманске - в интервью... →

08 08 2018, 11:36

В Мурманске стало на один стадион меньше


Рабочие начали строить забор на стадионе в районе пересечения улиц Полярные Зори и Гвардейская. Там будут возводить новое здание областного суда. Из-за этого территория стадиона оказалась фактически поделена пополам. Беговые дорожки оказались по ту сторону забора. Сам спортивный объект находится на балансе гимназии № 8, но фактически им никто не занимается. Хотя еще в 2014... →

24 06 2018, 15:11

Чемпионат мира глазами мурманчан


Пока одни поддерживают любимые команды с собственного дивана, другие – отправляются за тысячи километров от дома, чтобы стать очевидцами исторического момента. На праздник футбола устремились и мурманские болельщики, купив билеты сразу на все матчи в Калининграде. СеверПост нашёл их и узнал впечатления. Гул на острове Канта в Калининграде был слышен издалека.... →


Культура

18 10 2018, 18:38

Бездомный театр


Мурманскому областному драмтеатру, по-видимому, придётся покинуть стены бывшего кинотеатра «Атлантика». Нынешний владелец здания, проданного властями Мурманска втихаря в прошлом году, заявил о том, что со следующего года арендная плата увеличивается в разы. Понятно, что такая финансовая ноша неподъёмна для областного бюджета и самого театра. Напомним, на... →

06 10 2018, 10:05

По Мурманску за один день


В последнее время неуклонно укрепляется репутация Мурманска как интересного туристического объекта. Для туристов, которые приезжают в столицу Кольского полуострова всего на несколько дней, СеверПост составил шпаргалку. Сегодня, в день празднования 102-й годовщины со дня основания крупнейшего в мире города за Полярным кругом, читатели СеверПост, среди которых много жителей... →

02 10 2018, 10:11

Русский музей «прокачал» Оленегорск


Жители Оленегорска и любители искусства из самых разных уголков Кольского полуострова при поддержке компании «Северсталь» получили возможность поучиться на мастер-классах у экспертов всемирно известного Государственного Русского музея. Среди них оказался и корреспондент СеверПост. «Свет и тень – близнецы-братья. Свет – от бога, тень – от... →


Мнения

16 10 2018, 11:24

Рыбаки предлагают альтернативу аукционам


Ситуация, при которой один делец «нагибает» целую отрасль, кажется дикой. Но на деле всё к тому и ведут те, кто лоббирует отмену «исторического принципа» распределения квот на водные биоресурсы и возврат к заслужившим дурную славу квотным аукционам. Не случайно в среде мурманских рыбаков нарастает тревога за будущее рыбной отрасли. По их мнению,... →

21 09 2018, 13:59

Ремонт мурманских домов проверят под микроскопом


Затянувшаяся история с капремонтом в Мурманске домов, признанных объектами культурного наследия, пока к концу не подошла. Но свет в конце туннеля уже заметен. Об этом СеверПост рассказал заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора. По его словам, практически закончены ремонты кровли на 11 таких домах, и почти все они приняты в эксплуатацию. Однако, по... →

14 08 2018, 09:03

О пенсиях начистоту


Что ждет «Единую Россию» после одобрения пенсионной реформы и как депутаты в Мурманске отреагировали на идею повышения пенсионного возраста? С главой фракции партии власти в Мурманской областной Думе Владимиром Мищенко пообщался главный редактор СеверПост Дмитрий Высоцкий.  - Владимир Владимирович, вы лично «за» или «против» пенсионной... →


Общество

18 10 2018, 14:09

Головоломочные квесты


«Иметь свое хобби – это настоящая свобода» – именно так считает мончегорский слесарь-ремонтник, сотрудник Кольской ГМК Александр Костюченко. Около 20 лет назад он купил головоломку и разгадал её. Это занятие так увлекло его, что он приобрёл их более 200 штук. Но и этого ему показалось мало. Александр стал делать их копии, улучшая дизайн и повышая их... →

13 10 2018, 16:26

Добро пожаловать на борт


Для каждого человека, закончившего университет, студенчество – это особенное время. Первый курс, первая сессия, «общага», «студень», «зачётка». Но главное – церемония посвящения в студенты. В пятницу СеверПост побывал на посвящении в курсанты МГТУ и пообщался с новыми студетами. Оказалось, что многие из них -  самые... →

11 10 2018, 10:18

Роскомнадзор продолжает «кошмарить» СеверПост


Роскомнадзор выписал 8 и 9 по счету протоколы в отношении информационного агентства СеверПост. До этого всего лишь за месяц было сразу семь. Уже не остаётся сомнений, что действия руководителя надзорного ведомства Николая Прошкина направлены на разгон журналистов редакции независимого СМИ. Пока не ясно, какие претензии у мурманского Роскомнадзора возникли на этот раз, так... →


Аналитика

15 10 2018, 09:29

Как строился Веллерград – V


По факту экспертного заключения Мурманского УФАС возбуждено уголовное дело в отношении неопределенно круга лиц. Пока неопределенного, хотя в самом документе все эти лица называются. И сплошь всё знакомые фамилии. СеверПост завершает серию публикаций самого заключения УФАС, выкладывая последний пакет документов. Если ещё у кого-то оставались сомнения по поводу... →

03 10 2018, 08:48

Люби меня по-французски


Правительство Мурманской области продолжает закупать за бюджетные миллионы расположение местных СМИ, и не только. Работа поставлена на поток и приносит свои результаты. Критиковать местную власть боятся и телеканалы, и сайты и даже ведущие паблики в соцсети.  Согласно отчёту, опубликованному на сайте регионального правительства, в первой половине года за лояльность... →

24 09 2018, 11:09

Роскомнадзор, ну ты чего?


Сразу шесть протоколов составлены в отношении редакции СеверПост мурманским Роскомнадзором, по одному уже вынесено судебное решение, пять остальных будут оглашены во вторник. К слову, за пять лет существования СеверПост как СМИ Роскомнадзор не выписывал ни одного штрафа.  Все протоколы, как под копирку, составлены в отношении редакции СеверПост за «нарушение... →


Фотобанк

27 01 2017, 09:29

На оленях воевать


Военнослужащие отдельной арктической мотострелковой бригады Северного флота провели плановые занятия по управлению различными видами транспорта коренных народов Севера – оленьими и собачьими упряжками. Занятия проходили в оленеводческом хозяйстве в районе поселка Ловозеро (Мурманская область). В ходе занятий арктические мотострелки отрабатывали навыки управления... →

15 06 2016, 18:14

Ретро-шоу в Мурманске


Из Мурманска стартовал международный автопробег «Дорогами памяти», приуроченный к 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны. За 10 дней участники акции преодолеют почти 3,5 тысячи километров по маршруту Мурманск – Брест. Сам автопробег открылся шоу ретро-автомобилей военных лет. Из Мурманска эти уникальные машины также отправятся в Белоруссию,... →

16 05 2016, 13:59

В районе Колы в реке заметили нерпу


В районе Колы в реке Тулома местные был замечена нерпа. Фотографиями животных в сецсетях поделилиась жительница Мурманска. «Раньше соцсетей не было, поэтому так широко это не освещалось) тюлени сюда заплывали на нерест сёмги еще до появления людей в этих местах)», - написал Виталий... →


За рулем

25 06 2018, 12:31

Как стать миллиардером


Кому в Мурманске достаются дорожные контракты, и почему среди победителей - сплошь знакомые фамилии? Новое расследование СеверПост убеждает, что «случайных» людей к бюджетные контрактам в областном центре никогда не подпустят. Есть в Мурманске такое муниципальное бюджетное учреждение, как УДХ — Управление дорожного хозяйства, и отвечает оно за... →

29 05 2018, 10:11

Денег нет, но вы катайтесь


Мурманская область не может позволить себе ремонтировать дороги в прежнем объёме. В этом году на ремонт региональных трасс выделено в 2 раза меньше средств, чем годом ранее. В правительстве об этом умалчивают, но ситуация катастрофическая — 377 млн на более чем 1 тысячу километров дорог регионального значения — мизер. Для сравнения, в прошлом году давали 700... →

07 03 2018, 10:39

Осторожно, блондинка за рулем!


Существует стереотип, что женщина за рулем, как богиня: пассажиры молятся, пешеходы — крестятся. СеверПост запросил официальную статистику в ГИБДД, и узнал, что на самом деле думают о водителях в юбках инспекторы автошкол. Уже стало притчей во языцех, что автоледи - главные виновники аварий. Сколько анекдотов про блондинок за рулём! Вот только, справедливы ли они?..... →


Интервью

15 01 2018, 14:54

Андрей Ефремов | «Главное, чтобы следователь был грамотным и честным»


Глава Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области Андрей Ефремов дал агентству СеверПост эксклюзивное интервью, где рассказал о своей работе, назвал сильные стороны следователя и прокомментировал статистику преступлений. - Как Вы получили назначение в Мурманске? - До апреля этого года я проходил службу в Северо-Западном... →

15 05 2017, 17:12

Роман Дурягин | Романсы о финансах


Роман Дурягин — «главный бухгалтер» Мурманской области, человек, у которого счёт идет на миллиарды рублей, а его главная задача — сверстать бюджет так, чтобы хватило на всё и на всех. О том, как на самом деле обстоят дела с региональной казной, и где найти дополнительные доходы, СеверПост поговорил с профильным вице-губернатором.- Недавно на сайте... →

15 01 2017, 17:40

Василий Щербаков | 20 минут с прокурором. Интервью


График прокурора области Василия Анатольевича Щербакова расписан не по часам, а буквально по минутам. Естественно, что за то время, которое прокурор смог выделить на встречу, обо всем не поговоришь, но тем не менее мы попытались.  - Василий Анатольевич, ровно год, как Вы назначены на должность прокурора Мурманской области. Уже есть возможность подвести определенные... →


Клиент под прикрытием

23 06 2018, 15:13

«Мята»: где же lounge, господа?


Не так часто в Мурманске открываются новые крупные рестораны и кафе, чаще закрываются уже существующие. Но у «Мяты» есть шансы продержаться на рынке, ведь это крупная франшиза, которая успешно работает в разных городах. Клиент под прикрытием решил проверить, действительно ли здесь «представляют свежий взгляд на отдых» или же все, как часто бывает в... →

10 06 2018, 12:27

Пивной забег: есть ли в Мурманске пабы и веселье


Популярное развлечение за границей — пивная миля или забег по барам. В России его тоже практикуют, чтобы разнообразить пятнично-субботние вечера. Клиент под прикрытием решил проверить, можно ли в Мурманске проложить пивной маршрут, или же наш город к модным трендам не готов. Еще это развлечение называют барный тур, и родилось оно в Великобритании. Особенно популярно... →

24 03 2018, 12:40

Тропическая купальня в «Огнях Мурманска»: и так сойдет!


Жители Мурманской области не избалованы местами отдыха, где можно забыть о зиме и окунуться в лето. Тропическая купальня в «Огнях Мурманска» не имеет конкурентов, если не считать крупные банные комплексы вроде «Громады» да аквапарк в Видяево. Значит ли это, что здесь уникальный сервис или владельцы и персонал, не имея здорового соперничества, халтурят?... →


(c)2013 severpost.ru
info@severpost.ru
О нас
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Индекс цитирования
Создание сайта Erkoev Dmitry
Система Orphus