Последний рейс «Полярной Хиросимы»
Общество | 11 12 2013, 10:43 | СеверПостНа судоремонтном заводе «Нерпа» началась активная фаза по утилизации одного из самых опасных объектов Мурманской области – плавтехбазы «Лепсе». Судно, набитое под завязку радиоактивными отходами, отбуксировали к спецплощадке, где начнется его непосредственная подготовка к утилизации.
Почти двадцать лет «Лепсе» ожидала решения своей участи. Судно, в трюмах которого находятся тонны радиоактивных отходов (в том числе уран и плутоний), долгие годы находящееся буквально в нескольких километрах от жилых кварталов, вызывало беспокойство не только у жителей Мурманска, но и у наших ближайших соседей. В Норвегии и Финляндии пристально следили за его судьбой.
Транспортировка «полярной Хиросимы» на СРЗ «Нерпа» под Снежногорском стало первым этапом уникального долгосрочного проекта, финансирование которого осуществляется из двух источников. Первый – экологический фонд поддержки программы «Партнерство «Северное измерение», распорядителем средств которого является Европейский банк реконструкции и развития.
Джейн Лесли Смит-Бригс, руководитель проектов ППСИ, которая прибыла на СРЗ «Нерпа» в составе представительной делегации, рассказала: «Фонд был учрежден около 10 лет назад и первым его пунктом явилась разработка стратегического мастер-плана по Северо-Западу России. В этом документе были определены основные проекты, на которые следовало выделить финансирование. Проект утилизации плавбазы «Лепсе» в списке занимал одно из лидирующих мест. В 2008 году было подписано исполнительное соглашение о выделении гранта».
Доля участия иностранных партнеров в проекте оценивается в 53 млн. евро.
С Российской стороны финансирование осуществляет Госкорпорация «Росатом» по программе ядерной радиационной безопасности. Эта часть расходов в предыдущие годы была направлена, в первую очередь, на содержание «Лепсе» на плаву. Судну требовались постоянные ремонты, на эти же деньги извлекли часть радиоактивных отходов.
6 декабря на СРЗ «Нерпа» был осуществлен второй пункт графика работ по реализации проекта. С площадки временного хранения, у пирса № 6 судно отбуксировали к набережной Н 1, где начнутся работы по подготовке к третьему этапу – постановке плавбазы на стапельную плиту.
Уже здесь, на технологической позиции у набережной №1 на «Лепсе» выполнят ряд операций по демонтажу верхних корпусных конструкций в надстройке судна. Т.е. облегчат его вес и уменьшат габариты - подготовят для постановки в док.
Некоторое время назад в СМИ прошла информации о якобы имеющихся повреждениях контейнеров с ядерным топливом.
Как рассказал главный инженер завода Георгий Нейман, «Лепсе» действительно имеет определенный уровень излучений. Но никаких повреждений контейнеров на судне нет:
«Лепсе» имеет в своем хранилище отработанного ядерного топлива дефектные сборки. Ради их безопасной выгрузки и создан этот проект. Работы по выгрузке опасного груза будут выполняться в специальном защитном укрытии, дистанционным методом, без непосредственного участия персонала. Там будут предусмотрены максимальные меры безопасности, специальные защитные контейнеры, автоматизированная перегрузка и передача выгруженного топлива».
Уже весной облегченный корпус плавбазы должен встать на стапельную плиту, которую сейчас занимает первая атомная субмарина К-3. Долгие годы коллектив завода боролся за сохранение легендарной лодки, считая преступлением пустить ее «на иголки». И вот подвижки наметились и в этой давней истории.
27 ноября директор СРЗ «Нерпа» Аркадий Оганян принял участие в совещании, которое проходило в Санкт-Петербурге в техническом управлении СФ, где рассматривался вопрос о финансировании первого этапа создания музея К-3.
«На сегодняшний день есть решение Министерства обороны о выделении необходимых финансовых средств на первый этап. Речь идет о 43 млн. рублей, которых будет достаточно для проведения конвертовки и спуска на воду АПЛ К-3», - рассказал Аркадий Оганян. - «Эти деньги будут выделяться оборонным ведомством по Гособоронзаказу 2014 года. Ориентировочно, срок выполнения работ – первое полугодие 2014 года. При соответствующем финансировании – уже в январе месяце».
Как только лодку спустят на воду, ее место займет «Лепсе». Стоит отметить, что все это время на судне будет находиться экипаж «Атомфлота». Что касается самой опасной части проекта – выгрузке отработавшего ядерного топлива, то эти работы также произведут специалисты ФГУП «Атомфлот».
В общей сложности, уникальный проект по утилизации плавбазы «Лепсе» рассчитан на несколько лет. По словам руководителя проекта Анатолия Захарчева, по предварительным прогнозам окончание работ запланировано на 2017 год. Финальной точкой этой многолетней эпопеи станет отправка блок-упаковки в Центр кондиционирования, расположенный в Сайда-Губе, который откроется в 2015 году.
Одиннадцать компаний из Мурманской области в шести номинациях стали победителями и призерами регионального этапа всероссийского конкурса...→
Ковдорский политехнический колледж принял участие в Едином дне открытых дверей, который прошел по всей России. Специалисты колледжа показали гостям,...→
Мурманская область давно и прочно закрепилась в списке самых пьющих регионов страны. По данным Росалкогольрегулирования, употребление спиртного в...→
Проблемы со здоровьем неизбежно меняют наш привычный распорядок жизни, мешают заниматься любимыми и важными делами: заботиться о семье, проводить...→
В ближайшее время российских школьников освободят от дополнительных проверочных и контрольных работ и лишних домашних заданий. Как могут определять...→
ЧИТАЕМОЕ
Последние комментарии
Респект и уважение всем причастным к операции по спасению птицы! Мира и счастья вам и домам вашим!...
Будьте добры и терпимы к братьям нашим меньшим, не обижайте их, проявляйте внимание и заботу. Не забывайте - За все вам воздастся, за добро и за...
...страшно, что есть такие специалисты......
Уважаемый Максим Леонидович! Поздравляю Вас с рождением доченьки! Мира и счастья Вам и Вашей семье! Подробнее:...
Уважаемый Максим Леонидович! Поздравляю Вас с рождением доченьки! Мира и счастья Вам и Вашей семье!...
29 02 2024, 17:27
Путин: Мы одна большая семья
29 11 2023, 17:33
СеверПост выиграл суд у депутата Госдумы Веллера
29 11 2023, 12:48
Битва «титанок» как зеркало местечковой политики
27 03 2024, 16:02
Ценная добыча
27 03 2024, 09:24
Горизонт возможностей
27 10 2023, 16:10
«Он очень хороший человек! И отличный работник!»
24 10 2023, 15:52
Канализационный рекорд по голоданию
24 09 2023, 11:26
Жилищный «пинг-понг» с мертвецом по-мурмански
10 04 2024, 13:32
Расскажите об этом бойцам СВО
21 04 2023, 10:06
Герои Заполярья — Герои России
05 04 2024, 08:37
Покушение на губернатора. Ночная хроника
06 03 2024, 16:28
Выжил после взрыва на СВО. Погиб на дороге под Печенгой
27 11 2023, 14:34
Громкое дело из Териберки ушло в суд
24 04 2024, 10:29
ФосАгро создаст в Хибинах конкурента устьянской «Малиновке»
08 04 2024, 11:54
Хибинская «бомба»
04 04 2024, 13:15
Затмим Тур де Ски
15 02 2024, 17:52
Лекари старины
01 11 2023, 16:46
Вдохновлены Заполярьем, живут в Ярославле
25 10 2023, 16:53
«Я не знала, что будет денежный приз»
11 03 2024, 15:35
Паспорт для оленя
29 12 2023, 15:28
Главное событие года глазами северян
14 02 2023, 16:24
Прогулка по Мурманску в алкоугаре?
24 04 2024, 15:25
Экспорт со знаком качества
22 04 2024, 15:35
Ковдорский политехнический колледж: О профессиях – профессионально
18 04 2024, 18:22
Трезвый взгляд
26 05 2022, 13:27
Как росли цены в Мурманской области
10 06 2020, 09:57
Круги по воде
10 12 2019, 11:41
Продуктовый мониторинг: Что изменилось за два года?
30 05 2023, 17:06
Дорожная карта
26 04 2023, 13:37
Про дураков и дорогу
17 11 2022, 16:38
Дороги Заполярья: Печальный «урожай»
24 02 2020, 20:55
«Центральное кафе»: Минусов нет, а если найду?
12 01 2020, 10:13
Ресторан «Арктика»: высокая кухня низкого качества
02 01 2020, 14:22
«Мега Кружка»: Перекусите, прежде чем сюда идти
20 02 2024, 11:44
Накипело. Чем китайцы раздражают местных
20 11 2023, 09:55
«Здесь точно будет серьезное развитие»: Глава Минэкономразвития РФ оценил потенциал «Большого Вудъявра»
06 11 2023, 16:52